Китай и Россия получат ощутимую выгоду от европейских и американских санкций против Ирана, тогда как большую часть западных нефтяных компаний ждут немалые убытки. Такое мнение бытует в кругах топливных экспертов.
Иран продолжит добывать нефть в прежнем объеме (2,6 миллиона баррелей в день, то есть около 3% от общемирового уровня), однако почти вся она пойдет в направлении Китая. И раз Пекин останется единственным крупным клиентом Ирана, то, как отмечают эксперты, сможет добиться для себя значительного снижения цен.
В понедельник Европейский Союз принял решение ввести запрет на заключение новых договоров по импорту, закупке и транспортировке иранской нефти, тогда как условия уже подписанных контрактов между Ираном и странами-членами ЕС могут соблюдаться до 1 июля.
Читайте также: Можно полегче с Ираном - если при этом пострадает Россия
США намереваются ввести санкции против Центрального банка Ирана и, возможно, его морской компании. Крупнейшие нефтяные компании, такие как Total и Royal Dutch Shell, уже отказались от закупок иранской нефти или собираются это сделать в ближайшее время.
Япония и Южная Корея в свою очередь дали понять, что могут сократить объемы импорта иранской нефти, чтобы тем самым поддержать американские санкции, задача которых заключается в давлении на Иран по вопросу его ядерной программы.
Таким образом, все большее число клиентов будет соперничать друг с другом в борьбе за новых поставщиков. Взгляды всего мира обращаются в сторону Саудовской Аравии, крупнейшего экспортера в мире и единственной страны, которая в состоянии быстро нарастить добычу нефти и, значит, предотвратить взлет цен на черное золото. «Все, что нам нужно сделать, это повернуть вентиль», - объяснил десять дней назад министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими.
На этой неделе эксперты Международного валютного фонда предупредили, что цены на нефть могут подняться на 20-30%, если Иран в ответ полностью прекратит весь экспорт.
Как считают лидеры нефтяного сектора, которые в эти дни собрались в Давосе на Всемирный экономический форум, энергетический рынок может позволить себе потерять половину из иранских 2,6 миллионов баррелей в день. Этот объем приблизительно равен остановке добычи ливийской нефти во время многомесячного конфликта между повстанцами и сторонниками режима Каддафи.
«Иранская нефть продолжит течь на азиатские рынки, в том числе в Китай, причем, без сомнения, по более низкой цене», - сообщил Reuters высокопоставленный источник в Саудовской Аравии.
Читайте также: Нефтяной козырь. СМИ о том, как Ирану навредить, но и не забыть про Россию
«Если Иран будет добывать, скажем, на 50% меньше нефти, мы готовы восполнить эту нехватку, как было во время событий в Ливии», - добавил он.
Россия в ловушке
На этой неделе директор саудовской нефтяной монополии Aramco Халид аль-Фалих провел ряд встреч с потенциальными клиентами на экономическом форуме в Давосе.
Всего за месяц Саудовская Аравия получила запросы на увеличение поставок со стороны Европейского Союза, Японии (третья по величине экономика мира) и Южной Кореи (четвертая по величине экономика Азии). В настоящий момент на ЕС и Турцию приходится почти треть иранского экспорта нефти, тогда как остальное делят между собой Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Южная Африка.
Кроме того, западные санкции против Ирана, по всей видимости, будут выгодны и для России. Мировой лидер по добыче нефти окажется в удачной позиции для увеличения своих поставок в Европу, пусть даже некоторым клиентам в ЕС и не хотелось бы чересчур зависеть от Москвы в углеводородном вопросе.
«Я убежден, что в России с интересом следят за развитием ситуации», - заявил глава бразильской нефтяной компании Petrobras Хосе Серхио Габриэлли (José Sergio Gabrielli).
Еще по теме: Как Иран может помочь продвижению перезагрузки
В рамках контракта, срок которого истекает в марте этого года, японская компания Showa Shell покупает у Ирана 100 000 баррелей в день. Как и другие предприятия, она может пострадать от американских санкций, если ей не удастся добиться для себя исключения из принятых в Вашингтоне мер. «Мы ожидаем директив (японского) правительства», - сообщил президент Showa Shell Юн Арай.
Что касается Total, здесь указания предельно ясны: президент Франции Николя Саркози является одним из самых активных сторонников жестких санкций против Тегерана. Как сообщил в Давосе генеральный директор компании Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie), она уже прекратила все закупки нефти в Иране. Ранее на Total приходилось около 80 000 баррелей иранской нефти в день.
Глава Royal Dutch Shell Петер Возер (Peter Voser) в свою очередь отметил, что его компании понадобится определенное время на остановку поставок, которые, по оценкам осведомленных источников, составляют 100 000 баррелей в день.
«Мы - европейская компания, и, значит, нас касаются санкции. Разумеется, мы будем их применять. Мне необходимо рассмотреть все детали, чтобы понять, что делать дальше», - добавил он.
Хотя до настоящего времени Китай (второй по величине потребитель нефти в мире) не наращивал объемы поставок из Ирана, он, как считают аналитики, не сможет устоять перед соблазном покупать больше по «дружеским ценам».