…В конце января во Владикавказе прошла пресс-конференция, на которой выходцы из осетинских сел Казбегского района Грузии пожаловались, что не имеют права на свободный доступ к местам своего проживания в Грузии и на владение имущества, пишет «Резонанси». Они заявили, что с 2006 года, когда российская сторона закрыла границу с Грузией, жители сел, и это в основном российские граждане, переселявшиеся из-за холодных природных условий на зиму в Северную Осетию, не смогли вернуться обратно в Грузию. Ситуация не изменилась и после отмены в 2010 году Грузией визового режима для жителей республик Северного Кавказа. Многим из них грузинские пограничники отказывают во въезде.
Член Союза общин мохевцев, житель Казбеги Заза Циклаури категорически не согласен связывать данный вопрос с политическими или этническими проблемами. Он утверждает, что переселение осетин с Казбегского района началось еще в 80-ые годы, до начала этнического конфликта, и миграция была связана исключительно с социальными проблемами. Жители просто покидали горные районы с суровыми условиями для проживания и переселялись в равнины, в основном, во Владикавказ. Более того, по его данным, в этот период в Северную Осетию переселились больше грузин и представители других национальностей, чем осетины. Многие из них получили российское гражданство. По его словам, этим гражданам никто на грузинской границе не создает проблему и они свободно передвигаются. А поднятие данного вопроса сегодня Циклаури связывает с политикой российской стороны, которая искусственно создает ажиотаж вокруг этой темы, чтобы осуществить интервенцию на этом участке границы, которую давно готовит.
Директор Института по исследованию национализма и конфликтов Паата Закареишвили также исключает переселение в свое время этих людей по этническому признаку. Он отметил, что в тот период во всех регионах многие жители покинули горные районы Грузии из-за сложных бытовых условий. Для Закареишвили вполне понятно и приемлемо, что сегодня у осетин, выходцев из Казбегского района появилось желание вернуться в Грузию, так как это значит, что в Грузии лучшие условия, чем в России, в частности, Северной Осетии. Он считает, что этих людей Грузия должна принять и поддержать, при условии, что спецслужбы проверят их – не собираются ли они проводить в Грузии интересы российских спецслужб.
…Ингушский народ обратился в парламент Грузии с просьбой, массовую депортацию ингушей в Среднюю Азию в 1944 году признать геноцидом. По словам ингушского правозащитника Ибрагима Лианова, в подготовке данного обращения участвовали ингушские историки и общественные деятели. Как сообщил «Резонанси» председатель парламентского комитета по вопросам Кавказа и диаспор Нугзар Циклаури, парламент Грузии приступит к изучению данного обращения сразу после открытия весенней сессии.
Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе считает, что парламент Грузии окажется в сложном положении, так как если депортацию ингушей признает геноцидом, то тот же вопрос могут поставить не только армяне, которые уже давно просят признать геноцид армян, но также мусульмане-месхетинцы, которых из грузинского региона Самцхе-Джавахети выслали в те же 40-ые года. А так как это произошло на территорию Грузии, несмотря на то, что это осуществила советская власть, Грузии даже, может быть, придется платить компенсацию. А если парламент в ответ на этого обращение факт депортации не признает геноцидом, то обижены останутся ингуши. Арешидзе говорит, что согласен с оценкой тех специалистов, которые изучают подобные вопросы, и которые считают, что факт депортации ингушей и других народов надо признать национальной трагедией.
…Грузинская сторона до сих пор не владеет информацией об исчезнувшем грузинском монахе Иона (Мамука Маисурадзе), который 24 января перешел на территорию Абхазии, после чего ни с кем из близких не связывался. Конфликтолог Паата Закареишвили заявил газете «Алия», что он постарался добыть сведения о грузинском монахе через абхазскую сторону, но тщетно. Однако, по его словам, во время поиска убедился в том, что исчезнувший монах Иона не находится в руках у абхазцев.
По данным Закареишвили, Мамука Маисурадзе родом из Сухуми, а в течение определенного времени в Сочи занимался бизнесом. Три года тому назад его в Сочи задержали российские правоохранители и обвинили в шпионаже. Однако так как его вина не была доказана, его просто выслали оттуда. После того, как он приехал в Грузию, постригся в монахи.
Закареишвили предполагает, что грузинского монаха могла похитить российская сторона, которая, наверное, вновь его обвиняет в шпионаже. Они его могут держать в каком-нибудь подвале и не разглашать информацию, так как в случае разглашения информации в дело включился бы, например, Красный крест, прокуратура – надо предъявить обвинение, т.е. дело приняло бы цивилизованную форму. «Несколько лет я работал по обмену пленными и знаком с методами русских. Возможно, его спрятали в каком-нибудь подвале и допрашивают. Но, как и раньше, наверное, ничего не смогут доказать и отпустят», - предполагает Закареишвили.