Представитель США в ООН Сюзан Райс обиженно заявила, что ее страна «испытывает отвращение» по отношению к решению России и Китая наложить вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую насилие в Сирии и призывающей к немедленному окончанию кровопролития.
Их действия, сказала она, были «позорными» и «непростительными». Г-же Райс не помешало бы пройти повторный курс по дипломатическому языку. Но и ответ Вашингтона также отдает вызывающем беспокойство высокомерием сразу на двух уровнях.
Читайте также: Почему вето на резолюцию ООН по Сирии вызывает такую ярость?
Во-первых, американские чиновники кажется, думают, что даже такие крупные державы, как Россия и Китай, должны пресмыкаться перед США и соглашаться на любые меры, которые Вашингтон и его союзники требуют по любому вопросу, даже если такие меры противоречат интересам Москвы и Пекина. Такое оскорбительное отношение вызывает все больше раздражения и неприятия не только в этих столицах, но также и в таких местах, как Анкара, Бразилиа и Дели. Кто-то должен объяснить Райс и другим чиновникам из администрации Обамы, да заодно и всему штабу по внешней политике США, что «момент однополярности» для Америки прошел и что другие государства в международной системе все более противятся диктатуре Вашингтона.
Во-вторых, лидеры США очевидно предполагают, что Россия и Китай страдают серьёзной амнезией и поэтому не помнят, как США и их союзники по НАТО эксплуатировали и извратили предыдущие резолюции Совета Безопасности ООН по другим конфликтам. Виталий Чуркин, посол России в ООН, явно подозревал, что даже такая мягкая с виду резолюция по насилию в Сирии может быть использована для более амбициозных политических целей. Хотя он осудил кровопролитие в Сирии, Чуркин озвучил российское беспокойство по поводу намерений по «смене режима» «влиятельными членами международного сообщества».
Учитывая прошлую деятельность США и их партнеров по НАТО, Чуркина нельзя обвинить в паранойе. Он, вероятно, хорошо помнит резолюцию Совбеза ООН по Косово в 1999, которую Москва и Пекин неохотно приняли после того, как НАТО нанес несанкционированный воздушный удар против Сербии, и как Вашингтон и европейские державы позже игнорировали положение в резолюции, в котором ясно значилось, что Косово все еще считается сербской территорией, хотя и занятой международными войсками. Грубо нарушив это положения, США и ключевые страны НАТО обошли Совбез ООН и признали одностороннее провозглашение независимости Косово в феврале 2008. Москва и Пекин с негодованием твердили о том, что действия западных держав были не только незаконными, но и создали ужасный международный прецедент, который может привести к множеству проблем, включая ситуацию с Россией и Чечней.
Еще по теме: У сирийской оппозиции нет претензий к Москве за вето в ООН
Чуркин, наверное, помнит и более недавний эпизод, в котором Москва и Пекин глупо поступили, приняв резолюцию Совбеза ООН, разрешающую ограниченные воздушные удары по Ливии, якобы с целью защиты гражданского населения. Еще не успели подсохнуть чернила на той резолюции, а США, Британия и Франция уже нанесли мощные авиаудары в поддержку восставших против режима Муаммара Каддафи. Другими словами, демонстративная гуманитарная миссия стала циничным фиговым листком для стратегии НАТО по изменению режима.
Неудивительно, что Москва и Пекин, обжегшись на этих и других случаях, когда они соглашались на инициативы ООН, которые поддерживали США и их союзники, подозрительны и очень осторожны по отношению к кажущейся безобидной резолюции по Сирии. Детский приступ раздражения Сюзан Райс в ответ на наложение вето уж точно не ослабит подозрения по поводу мотивов США. Наоборот, такая реакция, скорее всего, только усилит осмотрительность России и Китая.