Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия сама себя маргинализирует

© коллаж ИноСМИРоссия, США и Европа
Россия, США и Европа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внешнеполитическая доктрина России, по-видимому, основана на тенденции сначала отвергать любые политические инициативы, предлагаемые Соединенными Штатами и Европейским Союзом, и лишь после этого начинать переговоры с нуля.

Внешнеполитическая доктрина России, по-видимому, основана на тенденции сначала отвергать любые политические инициативы, предлагаемые Соединенными Штатами и Европейским Союзом, и лишь после этого начинать переговоры с нуля. Этот подход Москва демонстрирует сейчас на Ближнем Востоке, на котором он ведет себя крайне близоруко - позволяет продолжаться кровопролитию в Сирии и молчит о стремлении Ирана получить ядерное оружие. Как одна из мировых держав, обладающая уникальными возможностями по влиянию одновременно на Сирию и на Иран, Россия могла бы сыграть исключительно положительную роль в разрешении внутреннего конфликта в Сирии и конфликта между Западом и Ираном, связанного с ядерными амбициями Тегерана. Если она этого не сделает, эти конфликты рискуют перерасти в крупные региональные – а, возможно, и глобальные – кризисы и маргинализировать саму Россию как на уровне региона, так и на международном уровне.

Роль, которую Россия и – в меньшей степени – Китай в настоящее время играют на Ближнем Востоке, не только деструктивна в принципе, но и вредна для них же самих. Обструкционистский подход России напоминает о Советском Союзе с его ментальностью холодной войны, основанной на идее игры с нулевой суммой, при которой любой выигрыш Запада рассматривается как проигрыш России и наоборот. Между тем эта логика не учитывает, что сейчас, в результате Арабской весны, мы имеем дело с определенными тенденциями, которые невозможно остановить, и с реалиями на местах, которые необходимо признавать. Продемократические арабские восстания – не плод деятельности какой-то одной личности или организации, а порождение общей тяги к свободе, гуманизму и человеческому достоинству, а также явного стремления к осмысленной жизни, в которой есть возможности и надежда. Именно к этому стремятся люди в Сирии, и именно ради этого они готовы собой жертвовать.

Читайте также: Преступления Кремля

Утверждая, что президенту Сирии Башару Асаду можно позволить оставаться у власти, Россия фактически разрешает ему безнаказанно продолжать уничтожать собственный народ. Эта политика не просто ошибочна и опасна, но еще и исключительно контрпродуктивна для самой России. То же самое можно сказать и об ее политике в отношении Ирана. Москва то ли верит, что Иран не пытается обзавестись ядерным оружием, то ли полагает, что Тегеран готов вести переговоры – в частности с Америкой - о мирном выходе из сложившейся ситуации. В первом случае она жестоко ошибается и рано или поздно это поймет, а во втором - просто выдает желаемое за действительное. Россия отлично знает, что на кону сейчас стоят не только ее стратегические интересы, но и экономические. В таком случае вопрос заключается в том, почему Кремль ведет политику, которая потенциально способна привести к катастрофическому развитию событий, не дающему России никаких преимуществ, но угрожающему ее стратегическим и экономическим интересам.

Объяснение этого связано с четырьмя основными факторами. Первый из них – внешняя политика. В марте 2012 года премьер-министр Владимир Путин вновь хочет стать президентом России, и сейчас он намерен продемонстрировать, что Москва способна вести себя уверенно и успела вернуть себе положение мировой сверхдержавы, способной бросить вызов Вашингтону. Особенно для него это актуально на фоне растущего общественного противодействия его возвращению на президентский пост. Для бывшего офицера КГБ исключительно важно сохранять остатки советской сферы влияния, тем более после событий в Ливии, в ходе которых США и Евросоюз якобы «прибегли к манипуляции» резолюцией ООН, чтобы провести смену режима в Триполи.



Тесно связан с этим и второй фактор – также политический. Ведя независимую от Запада внешнюю политику, Россия и Китай демонстрируют, что они настроены против того, чтобы возникающий новый политический порядок включал в себя принцип вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Еще по теме: Путин не уступит Сирию накануне выборов

Третий фактор носит экономический характер. Россия – крупнейший поставщик вооружений сирийской армии. Ее контракты на экспорт оружия в Сирию огромны. Как считается, речь идет о миллиардах долларов. Наконец, последний фактор – с Сирией связаны уникальные военные интересы России, так как в сирийском средиземноморском порту Тартус находится база российского флота - последняя зарубежная военная база Москвы за пределами бывших советских республик. У России также существуют стратегические и финансовые связи с Ираном – она строит ему ядерные объекты и поставляет вооружения его флоту и ВВС. В результате она считает, что у нее существует кровная национальная заинтересованность в так называемом шиитском полумесяце - создаваемом Ираном антизападном блоке от Персидского залива до Средиземноморья, включающем в себя Иран, Ирак, Сирию и Ливан.
 
Однако, если присмотреться к этим факторам, то окажется, что Кремль серьезно ошибается. Разумная внешняя политика не может быть только направлена против чего-то – она должна иметь положительное содержание. Советский Союз рухнул не потому, что он не смог защитить свою сферу влияния за рубежом, но потому, что не смог обеспечить собственным гражданам основные права человека и общественные блага. Более того, яростно противостоя вмешательству в чужие внутренние дела, Россия сама вмешивается во внутренние дела своих соседей, особенно во внутренние дела бывших советских республик, и это, разумеется, резко противоречит тому, что она проповедует на всех углах.

Российские расчеты вызывают сомнения даже с сугубо практической стороны. Башар Асад утратил легитимность и, безусловно, не устоит перед народными выступлениями против его правления. Все объяснения, которые дает российский министр иностранных дел Сергей Лавров, оправдывая вето, наложенное его страной на прошлой неделе на резолюцию Совета безопасности ООН, которая была направлена на то, чтобы положить конец резне в Сирии, абсолютно неубедительны. Заявление Лаврова о том, что «президент Сирии заверил, что полностью привержен задаче прекращения насилия», никого не впечатляют, так как режим Асада в прошлом много лгал и вдобавок успел наглядно продемонстрировать, свою готовность подавлять затянувшиеся на десять месяцев волнения любыми методами.

Еще по теме: Защита Россией Сирии в Совбезе ООН отражает ее общую дипломатическую слабость

Россия также понимает, что Иран все равно не сможет обзавестись ядерным оружием, так как Израиль и США твердо намерены помешать ему это сделать – даже силой, если не получится мирными средствами. Как будет реагировать Россия, если США, Евросоюз и Турция (при поддержке Лиги арабских государств) решат принять все необходимые меры, включая установление бесполезной зоны и вооружение сирийских борцов за свободу, действующих в Сирии, или если США и/или Израиль решат атаковать иранские ядерные объекты? Как сможет Россия повлиять на США, Евросоюз и Израиль, если они решат действовать, не апеллируя к Совету безопасности ООН? Как она может помешать событиям развиваться вразрез с ее замыслами?

Россия просто делает ставку на неудачников, и ей следует осознавать последствия такого шага. Когда ситуация в Сирии урегулируется – сколько бы времени это ни заняло, - как будет сирийский народ вспоминать о России? Если Кремль полагает, что простые сирийцы легко забудут, что именно Россия позволила продолжаться этому кровопролитию, ему следует подумать еще раз. То же самое относится и к Ирану. Однажды иранский народ поймет, кто поддерживал аятолл, выкачивавших ресурсы страны и тративших их на распространение терроризма и создания ядерного арсенала, провоцируя тем самым бесконечные конфликты с Западом.


Еще по теме: "С Путиным или без - у России нет другого выбора, кроме союза с Западом"


Упорная поддержка Москвой Сирии и Ирана – двух стран-отщепенцев – подчеркивает готовность Москвы защищать любое государство, как бы чудовищно оно не нарушало права человека и какие бы преступления оно не совершало, если это соответствует предполагаемым российским национальным интересам. Вместо того, чтобы приглашать сирийское правительство и оппозицию на встречу в Москву, которая фактически помогла бы режиму продолжать тянуть время, России следовало бы использовать свое обширное влияние, чтобы добиться решения, которое было бы приемлемо для сирийского народа и исключало бы сохранение у власти президента Асада и его приближенных. На деле без прямой военной поддержки и политического прикрытия со стороны России г-н Асад мог бы согласиться отказаться от власти, поискать себе убежище за рубежом и избавить сирийский народ от ужасов смерти и разрушения. Россия, обладающая особыми отношениями с сирийской армией, могла бы также поспособствовать военному перевороту, пообещав военным продолжение поддержки после свержения г-на Асада. Аналогичным образом Россия также могла бы сыграть конструктивную роль в Иране, попробовав убедить мулл, что их настойчивые попытки создать ядерное оружие, которые они продолжают под предлогом своего права на обогащение урана, могут потенциально привести к ужасным последствиям.

Невозможно гарантировать, что Россия сумеет добиться успеха в любом из этих случаев, однако, если Россия не начнет действовать конструктивно, она гарантировано будет считаться одной из стран, виновных в двух наиболее важных региональных конфликтах. В результате, она не только окажется в изоляции на Ближнем Востоке, но и, вероятно, будет нести полное бремя ответственности за начинающиеся бедствия.