Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иван Большаков: Отказ в регистрации Явлинского скорее объясняется страхом Владимира Путина перед Болотной площадью, самым популярным политиком которой, по опросам, является Григорий Явлинский. Владимир Путин, очевидно, боится, что гражданское общество, поколение Twitter и Facebook, а также большая часть демократических политиков могут объединиться под знаменем партии «Яблоко».

После прошедших в декабре парламентских выборов, которые были отмечены массовыми нарушениями и фальсификациями, десятки тысяч людей вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство и стремление к переменам. 

 

4 февраля движение «За честные выборы» организовало третью крупную демонстрацию. Несмотря на 20-градусный мороз, более 100 тысяч россиян в Москве и других городах собрались, чтобы потребовать проведения честных президентских выборов. Им еще можно на что-то надеяться?  

 

В конце января давнему противнику Владимира Путина и лидеру партии «Яблоко» Григорию Явлинскому отказали в регистрации его кандидатуры: центральная избирательная комиссия посчитала, что более четверти из необходимых для участия в выборах двух миллионов подписей оказались поддельными. Такой поворот стал тяжелым ударом для лидеров оппозиции, которые добиваются свободных и прозрачных выборов. По мнению окружения Явлинского, решение основано на политических соображениях, а указание отказать ему в регистрации пришло из Кремля. 

 

Лидер молодежного отделения «Яблока» и новая звезда партии Иван Большаков говорит об уроках, которые нужно извлечь из манифестаций, и решении ЦИК в преддверии президентских выборов 4 марта. 

 

Rue89: В начале февраля на манифестации в Москве собралось 100 – 120 тысяч человек. Кто эти люди? И каковы их требования? 

 

Иван Большаков: До недавнего времени в большинстве демонстраций принимали участие исключительно политические активисты. Иногда к ним присоединялись группы граждан, которые были недовольны нарушением их прав: невыплатой пенсий, уничтожением парков, незаконным строительством домов. 

С декабря прошлого года, когда на парламентских выборах прошли массовые нарушения, ситуация резко изменилась. Средний класс, который не проявлял интереса к политике, вышел на улицы, чтобы потребовать гражданских свобод, честных выборов, настоящей партийной борьбы, права граждан быть услышанными. 

 

- Власть, по-вашему, учла уроки этих демонстраций? 

 

- Поначалу казалось, что власть действительно прислушивается к манифестантам. Оппозиционные лидеры, у которых долгое время не было доступа к СМИ, начали появляться в новостях, газетах и телевизионных передачах. Президент Дмитрий Медведев предложил значительную либерализацию закона о выборах и политических партиях. 

Тем не менее, сегодня мы сделали шаг назад. Григория Явлинского отстранили от участия в выборах, а учителей и других госслужащих заставили участвовать в митинге в поддержку премьер-министра, который состоялся 4 февраля. По телевизору без конца крутят хвалебные фильмы и репортажи об успехах Владимира Путина. 

 

- Центральная избирательная комиссия недавно отказала кандидату от вашей партии Григорию Явлинскому в регистрации на президентских выборах. Вы собираетесь обжаловать это решение? 

 

- Для нас все кончено. 8 февраля Верховный суд подтвердил решение Центральной избирательной комиссии. Мы и не ждали другого ответа, потому что никакой разницы между путинским Верховным судом и путинским ЦИКом не существует. 

Закон о двух миллионах подписей для регистрации кандидатуры служит для отстранения неугодных оппозиционных кандидатов. Кроме того, он создает дискриминационные условия, в которых одним кандидатам приходится собирать подписи, а другим нет. Такой способ борьбы с оппозицией наносит удар по легитимности выборов. 

 

- Вы считаете, так власть пытается запугать или наказать вашу партию?

 

- Не думаю, что Владимир Путин ставит перед собой целью уничтожение партии «Яблоко». К лидерам нашей партии он относится скорее благосклонно. Отказ в регистрации Явлинского скорее объясняется страхом Владимира Путина перед Болотной площадью, самым популярным политиком которой, по опросам, является Григорий Явлинский. Владимир Путин, очевидно, боится, что гражданское общество, поколение Twitter и Facebook, а также большая часть демократических политиков могут объединиться под знаменем партии «Яблоко». И что он может стать настоящей альтернативой на фоне других кандидатов, подставных оппозиционеров. 

 

- Но вы все же собираетесь повлиять на президентские выборы? Каким образом? 

 

- Сейчас для нас главное - это контролировать выборы. Мы собираемся подготовить и отправить на избирательные участки тысячи гражданских наблюдателей. Они будут следить за процессом голосования и подсчетом бюллетеней, бороться с фальсификациями. Вторая крупная задача - это попытаться пробудить общество, которое последние 12 лет находилось в спячке и закрывало глаза на политические проблемы. Если нам это удастся, Путин проиграет, с каким бы результатом он не победил.   

 

- Действительно ли Владимир Путин может проиграть на президентских выборах? Второй тур возможен? 

 

- Общество изменилось. Миллионы россиян отныне требуют честных выборов. Если этого удастся добиться, благодаря работе наблюдателей и давлению со стороны демонстраций, то второй тур неизбежен. Причем не факт, что Владимир Путин одержит победу. 

Победить его могут три кандидата: Зюганов, Миронов и Прохоров. У Зюганова больше всего шансов, но и остальные два тоже способны привлечь голоса. Сейчас проблема в том, что все они довольствуются тем, что просто участвуют в выборах. Но если один из них сможет побороться с Путиным во втором туре, их стратегия может измениться. 

При всем этом, не исключено, что Путин победит уже в первом туре, потому что Кремль намеревается использовать еще более масштабные фальсификации, чем во время парламентских выборов в декабре. В этом случае Россию ждет неспокойный период. Потому что люди, которые уже выходили на улицы, больше не могут молчать.