Россия планирует еще одну революцию. Москва связала свое будущее с преобразованием 400 гектаров ничем не примечательной земли в 20 милях на запад от Кремля в базовый лагерь для следующего поколения Марков Цукербергов.
К 2015 этот заброшенный участок будет превращен в город на 35 тысяч человек с одним из самых развитых исследовательских центров в мире, если верить планам Кремля — российскую Silikonovaya Dolina.
Это не пустые мечты, судя по буклету, выданному английским ученым, предпринимателям и инвесторам на прошлой неделе как часть глобальной миссии по повышению интереса к инновационному центру Сколково, любимому проекту президента Дмитрия Медведева.
«В наших планах — дальнейшее изучение луны и других планет», говорится в буклете о космическом центре Сколково, одном из пяти запланированных кластеров центра, наряду с информационными технологиями, биомедицинской наукой, энергоэффективностью и ядерной технологией.
Инвесторам обещают корпоративные и индивидуальные налоговые льготы — и возможность встретить Анну Чапман, бывшую шпионку и фотомодель, рекламирующей нижнее белье, которой поручили привлекать молодые таланты в Сколково.
Сергей Жуков, космонавт, руководивший исследованиями по астрофизике и радиобиологии на борту космической станции «Мир», а теперь возглавляющий космический кластер, сказал, что «центр не только поможет тысячам людей осуществить свою мечту о космическом полете. Он также внесет вклад в технологическое развитие человечества».
Читайте также: "Сколково" выводит Россию на новый уровень
Космос — основное направление исследовательского центра «Сколково», в котором российские идеи и научные достижения должны будут превратиться в деньги. Россия ответственна за 40% космических запусков, но при этом сильно отстает от NASA в способности приносить деньги. Выработка на сотрудника российской космической индустрии сейчас составляет 14800 долларов в год, в 33 раза меньше, чем в США.
Центр, который привлек внимание сэра Ричарда Брэнсона (Richard Branson), планирует запустить серию новых спутников и «новое поколение ракетоносителей, которые смогут осуществлять космические перевозки по низкой стоимости».
Но пока там ничего нет, хотя Виктор Вексельберг, олигарх, управляющий проектом, уверил потенциальных инвесторов, что заложение фундамента уже началось и проект закончат в срок. Вексельберг, состояние которого, согласно журналу Forbes, оценивается в 13 миллиарда долларов, работает над повышением международного интереса и привлечением инвестиций в проект. На прошлой неделе его мировой рекламный тур прошел по Оксфорду, Кембриджу и Лондону.
Олигарх, сделавший миллиарды на природных ископаемых и владеющий долей акций в TNK-BP, нефтяной компании, частично принадлежавшей BP, сообщил потенциальным британским инвесторам и ученым в Институте директоров в Лондоне на прошлой неделе, что проект является частью попытки России отойти от зависимости от природных ресурсов. «Теперь пришло время двигать экономику в новую сферу, в которой мы больше не будет зависеть от природных ресурсов», сказал он.
Однако нефтяная история России отбрасывает длинную тень. Самая крупная сделка, которую глава проекта подписал на прошлой неделе в Лондоне, была инвестиционным соглашением с BP и Имперским колледжем Лондона на сумму 9,3 миллиона фунтов стерлингов по улучшению эффективности очищения нефти. Есть надежды, что сильно запоздавшая сделка поможет наладить отношения после вооруженного рейда на московские офисы BP прошлым летом.
Смотрите по теме: Проект иннограда Сколково
История вмешательства российского государства в международный бизнес — вероятно, одно из самых крупных препятствий в развитии Сколково. Персонал британского инвестиционного фонда Hermitage был выслан из страны, а его адвокат Сергей Магнитский скончался в тюрьме после того, как обнаружил предполагаемое мошенничество со стороны полиции и налоговиков на сумму в 230 миллионов долларов. Денис Макшейн, депутат британского парламента от партии лейбористов города Ротерхэм, написал лорду Грину, министру торговли и бывшему главе HSBC, с критикой правительственной организации по торговле и инвестициям, консультанта правительства по экспорту, за организацию конференции и предупредил об опасности легитимизации «режима, пронизанного преступностью и коррупцией».
«Мне кажется безответственным со стороны британских компаний подвергать себя риску без четкого понимания всех трагедий, которые могут случиться с ними в России», написал он. «Правительство должно сделать официальное предупреждение о возможных рисках, чтобы британские компании, которые примут решение инвестировать в Россию, делали это с открытыми глазами». В отношении Hermitage он добавил, что «со стороны британского правительства не наблюдается поддержки, когда дела оборачиваются плохо».
Вексельберг не стал подслащать пилюлю. «Мы понимаем российскую проблему лучше, чем кто-либо другой. Поэтому нам нужна ваша помощь», сказал он. «Лондон - прекрасный город, Великобритания очень симпатичная, но поверьте мне, Москва тоже красива, а Россия не такая уж плохая страна».
Главная цель проекта — остановить утечку умов из России, вместе с их потенциально денежными идеями. Чтобы убедить местных гениев остаться, россияне должны будут создать обстановку, которая сможет привлечь лучших в мире. Это будет стоить немало денег.
Стив Гейгер, американец, которого привлекли к управлению Сколково после того, как он успешно возглавил подобный менее масштабный проект в Абу-Даби, сказал, что проект демонстрирует большие изменения в предыдущем подходе России «бросать деньги в черную дыру» исследований. «Существует очень большая разница между мелким предпринимательством и компанией с высоким уровнем капитализации. В настоящее время российский научный капитал получает очень мало компенсации».
Еще по теме: "С сырьевой экономикой никакие "Сколково" нас не спасут"
Главной приманкой и для русских, и для иностранных ученых и инвесторов, вероятно, станут деньги. Проект уже одобрил гранты на сумму 220 миллионов долларов для 330 старт-апов. «Мы бесплатно даем деньги — капитал без «разводняющего эффекта» — при этом ценные бумаги остаются у вас, а мы не занимаем место в вашем совете директоров», сказал Гейгер потенциальным британским инвесторам. «Это должно звучать как музыка для ушей здешних венчурных компаний».
Гранты, в размере от 50 тысяч долларов до 10 миллионов долларов, выплачиваются в течении двух месяцев, если старт-ап получил соразмерное финансирование от частного инвестора. «Все это не только для России, - сказал он. - Все это финансируется российскими налогоплательщиками, так что россияне должны получать наибольшую выгоду, но если мы увидим хорошую идею за границей, мы инвестируем и в нее».
Яблоко от яблони...
Кремниевая долина, Кремниевая Саксония, Кремниевый перекресток... Россия не одна в своих планах имитировать Калифорнию в качестве центра глобальной технологии. Благодаря своей близости к деньгам Уолл-стрит, Манхеттенская Кремниевая долина чуть было не перегнала Кремниевую долину до того, как в 2000 лопнул пузырь дот-комов. Теперь в Манхеттене снова бурлят старт-апы, включая сайт сплетен Gawker в Сохо, туда же переезжают eBay и Facebook. Аукционный сайт планирует расширить свой офис в Нью Йорке до более чем 200 работников, а операционный директор Facebook Шерил Сандберг (Sheryl Sandberg) заявила, что намерена «нанять столько талантливых работников, сколько возможно» в «Большом яблоке». «Мы осмотрелись и нашли, что самое лучшее место для нас - Нью Йорк», сказала она.
Читайте также: Сколково станет экологическим раем
О технологиях также много говорят во многих городах в Германии. Берлин, о котором сообщается, что в нем находится около 400 старт-апов и в котором регулярно проходят мероприятия, которые могут превратить их в настоящие крупные компании, описывает себя (демонстрируя не слишком богатое воображение) как «Кремниевый Берлин».
Мюнхен, еще не придумавший имя для описания своей гостеприимства к компаниям, занимающимися технологиями, сообщает, что более 55 тысяч людей работают в сфере исследований и разработок в нескольких милях от центра города.
Макс Нейтан (Max Nathan), научный сотрудник в исследовательском центре LSE Cities, считает, что между Мюнхеном и Калифорнией немало параллелей. «Оба места из сельской местности превратились в центры высоких технологий. У обоих сильная экономика и отличное качество жизни — что способствовало тому, чтобы люди оставались в этих местах». Дрезден копирует Берлин и Мюнхен, но дал себе более броское название «Кремниевая Саксония». Почти 300 компаний, многие из них специализирующиеся на солнечной энергии, подписались на промышленное развитие региона.
В Лондоне невзрачный перекресток с круговым движением на Олд-стрит получил приставку «кремниевый» еще в 2009. По оценкам, количество технологических фирм в этом районе достигает 300. Здесь обосновались Last.fm, SoundCloud и TweetDeck, недавно купленный Twitter за 25 миллионов фунтов стерлингов. Есть устоявшиеся технологические кластеры и в Вест-энде, Кларкенвелле, Ковент-Гардене, Фитцровии и на Южном берегу.