Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Посягнули на независимость? СМИ о «русском» референдуме в Латвии

© REUTERS / Ints KalninsРеферендум о статусе русского языка в Латвии
Референдум о статусе русского языка в Латвии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Латвийские избиратели в результате референдума отвергли предложение придать официальный статус русскому языку. Усилит ли проведенный плебисцит раскол в обществе? Будет ли недовольное меньшинство продолжать оказывать давление, призывая к проведению новых референдумов с целью изменения латвийской конституции в свою пользу? Кому выгодны подобные «провокации»?

The Washington Post: Латвийские избиратели решительно отвергают русский язык в качестве второго государственного


Русский язык является первым примерно для трети населения этой прибалтийской страны, численность которого составляет  2,1 миллиона человек. Многие из этих людей хотели бы придать ему официальный статус, дабы покончить с длящейся, по их мнению, уже 20 лет дискриминацией. Но латыши полагают, что референдум был наглой попыткой посягательства на латвийскую независимость, восстановленную двадцать лет тому назад после полувековой оккупации СССР, начавшейся с окончанием Второй мировой войны.  Многие латыши по-прежнему  считают русский, который был языком межнационального общения в Советском Союзе, языком бывших оккупантов. Они также испытывают глубокое недоверие к России и обеспокоены тем, что Москва пытается оказывать на Латвию свое влияние, действуя через русское меньшинство.


Delfi.lv: Вместе или никак


Многие правые политики сейчас говорят о победе и выдающемся результате прошедшего референдума, о том, что атака на базовые государственные ценности отбита, а страна спасена. Люди, которые так говорят, или живут в параллельной реальности, или просто цинично лгут. На самом деле результаты референдума - это полный провал политики правящей элиты. А результаты голосования стали наглядным тому доказательством. У кого были сомнения, что абсолютное большинство латышей активно проголосует «против» второго государственного языка? Разве кто-то думал иначе, что, например, 91,37% жителей Курземе выступят в поддержку латышского? Такое поведение латышей на референдуме вызывает только искреннее уважение. И глупо это воспринимать, как национализм или нелюбовь к русскому языку и к своим русскоязычным соседям. Но главный вопрос референдума ведь был не в том, сколько человек проголосовало «против». Главный вопрос совсем другой - почему так много проголосовало «за»? А из него следует еще один вопрос этого референдума, на который нам всем надо будет искать ответ - что делать дальше?


Postimees: Латвийский референдум – в чьих интересах?


Кроме того, чтобы остаться у власти, гражданам России необходимо сказать, что где-то русские живут в еще худших условиях, чем в самой России. Для удовлетворения этих устремлений не колеблются, завлекая своих соотечественников в личную бедность и губительные конфликты. Поглядите на восточный берег Днестра и Молдову, а также на находящихся в бедственном положении людей в Эстонии, которые поверили разговорам, что империя вернется и возвысит их «выше других», в какой-то особый статус без каких-либо личных усилий. Кремль все время ищет среди своих малых соседей слабое звено. Следуя принципу «разделяй и властвуй», под жестким давлением оказывается то одно, то другое государство, а остальным вместо пряника просто дают на какое-то время помилование.


IR: Результат референдума


В комментариях в Интернете в день референдума кто-то заметил: если бы Латвия не была в НАТО и ЕС, Латгале «ушла» бы из Латвии, как Абхазия и Южная Осетия из Грузии. Это преувеличение, но перевес проголосовавших за изменения в Конституции в Латгале (почти 79 тысяч «за», 62 тысячи «против») ЦС, Линдерман и Кремль попытаются представить, как свой главный успех. Наверное, и в будущем увидим попытки отколоть «третью звезду» от Латвии. В информационном смысле это уже в большей мере удалось. Поэтому там диалог будет особо затруднен. Но одних разговоров недостаточно. Необходимы серьезные экономические и социальные решения на долгосрочную перспективу, и возвращение региона в информационное пространство Латвии тоже потребует времени и денег. Латгале станет настоящей проверкой способности политиков говорить с нелатышами.