…Центральная избирательная комиссия (ЦИК) сообщает, что на референдуме статус государственного языка для русского языка поддержало 273 347 проголосовавших (это примерно четвертая часть всех участников референдума), против - 821 722.. Примечательное и в то же время очень логичное совпадение – число проголосовавших очень близко к количеству тех граждан, которые на выборах 11-го Сейма поддержали «Центр согласия» (ЦС) - 259 930, плюс ЗАПЧЕЛ (7109). Цифры показывают, отмечает «Латвияс авизе», что треть граждан Латвии хочет идти другим путем развития государства, и это желание с течением времени не меняется. Некоторые политические «статистики» не забывают добавить, что еще надо учесть настроение неграждан. И количество граждан России в Латвии не мало, что визуально хорошо продемонстрировали очереди на избирательных участках Риги и других городов во время выборов Госдумы России.
Значит, всего около 40% жителей Латвии, которых правящие политики теперь хотят задобрить диалогом и некоторыми красиво упакованными подарочками (жестами доброй воли – как это назвал лидер Партии реформ Затлерса Валдис Затлерс). Например, объявить официальным праздничным днем православное Рождество, автоматически предоставить гражданство детям неграждан (а что тут мешкать, может быть – всем негражданам сразу?). Продолжая в таком духе, совсем скоро снова прозвучит идея о приглашении ЦС в правительство и т.д. А тем, кто будет возражать против всего этого, ссылаясь на цифры референдума, ответят: «Ну, что вы! Голосование было только за статус государственного языка для русского языка, а не за что-то другое…».
Во-первых, для задабривания и раздачи подарков ни в коем случае не подходящее время. Устроенный Линдерманом-Осиповым-Ушаковым референдум приравнивается к шантажу. Если последуют уступки, то это докажет, что шантаж действует, и тогда надо готовиться к другим референдумам или другим провокациям. Чем больше нестабильности и сомнений, тем больше возможностей получить от этого политические дивиденды. Политики Латвии призвали пойти на референдум и поддержать латышский язык. Большинство граждан сделали это, итог убедительный. Это мандат на защиту в будущем латышских ценностей, а не на лавирование.
…В контексте состоявшегося в субботу референдума новым любимым словечком политиков стал «диалог». Но не каждый может пояснить, с кем этот диалог будет налажен, как он будет проходить, и о чем будет разговор, пишет «Латвияс авизе». «В оценках политиков о результатах референдума чувствуется приглушенная радость победы и расслабленность. Однако это опасный признак, потому что в субботу ничего не было решено – статус латышского языка практически не находился под угрозой», - считает политический комментатор Юргис Лиепниекс. По его мнению, правящим политикам и высшим должностным лицам сейчас нужно серьезно интересоваться причинами, которые заставили более 270 000 человек поддержать на референдуме введение двуязычия. Одновременно Лиепниекс не согласен с тем, что к русскоязычным жителям Латвии могут обращаться только Владимир Линдерман и Нил Ушаков. «У них нет никакого монопольного положения. Русскоязычные жители с удовольствием выслушали бы и правящих политиков, если бы почувствовали с их стороны подлинную заинтересованность в своих проблемах», - считает Лиепниекс.
Президент Андрис Берзиньш призвал всех к дискуссии о конституционных основах и к диалогу о преодолении обид. «Референдум не является ни начальной, ни конечной чертой. Это была серьезная проверка и урок для всего общества. Этим голосованием о втором государственном языке была поставлена под угрозу одна из святейших основ Конституции – государственный язык. Поэтому настало время для серьезной дискуссии об укреплении конституционных основ и изменении модели власти с одной единственной целью – сделать латвийское государство сильнее и по возможности обезопаситься от любых угроз основам государства в будущем», - подчеркнул президент в заявлении о результатах референдума. Правящая партия «Единство» в своих оценках результатов референдума выразила готовность услышать тех сограждан, которые по различным причинам проголосовали «за». «Многие из них не голосовали против латвийского государства, а выразили таким образом недовольство развитием общества или своими индивидуальными возможностями», - говорится в документе. В этой связи партия подчеркивает необходимость продолжения политики по национальной идентичности и сплоченности. В ее основе должна быть необходимость и возможность для каждого усвоить и понять основы латвийского государства.
Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс уже в воскресенье распространил заявление, в котором обратился к проголосовавшим «за». «Я убежден, что все мы хотим жить в демократической и единой Латвии. Ваше голосование свидетельствует о том, что нам надо выполнить объемную домашнюю работу, чтобы значительная часть жителей почувствовала латвийское государство и его ядро своим. Многие из вас чувствуют отчужденность, для многих это было голосование протеста. Какими бы ни были мотивы, 18 февраля не было ни победителей, ни проигравших. 18 февраля послужило для нас сигналом о том, что нам нужно активно действовать в поисках пути к открытому диалогу общества, содействуя взаимопониманию, сплоченности и доверию», - призвал министр. Судя по высказываниям лидера «Центра согласия» (ЦС) Яниса Урбановича агентству LETA, согласисты имели в виду немного другой диалог, после референдума они надеются усилить свое влияние на правительство. «В дальнейшем правящей коалиции нужно формировать диалог с ЦС, после чего реализовать в жизни достигнутые компромиссы. Ясно, что в диалоге не должно быть запретных тем. Нелатыши Латвии хотят влиять на политику и формировать ее, что подтверждают результаты референдума. Вопрос в том, будут ли их пожелания услышаны. Но этот вопрос адресуется власти», - сказал Урбанович. Правда, многие опрошенные представители коалиции признали, что шансы ЦС войти в правительство, которые во время 10-го Сейма казались весьма реальными, сейчас близки к нулю.
…В субботу утром, смотря телевизор, чуть не подавился кофе. Речь о новостях Euronews, в которых был небольшой сюжет о референдуме в Латвии. В целом сюжет достаточно нейтральный, за исключением одного ляпа. А именно: как единственный политик в этом сюжете выступала депутат от Союза зеленых и крестьян Ивета Григуле, и главная новость, которую она сказала: 20-летняя программа интеграции в Латвии полностью провалилась, и сейчас здесь две общины с непримиримыми противоречиями. Одним словом, нечто вроде нового Косово. Мне действительно захотелось выразиться на русском языке! Русские СМИ безусловно были бы в восторге от таких откровений, которые, по сути, не лучше высказываний Урбановича о «Бишкеке» в Латвии, пишет «Диена».
В Латвии не будет Косово или Бишкека, каждый из нас должен повторять это, словно мантру, а тем, кто утверждает обратное, - им просто надо «отрезать язык». Это показал и ход референдума, который был спокойным, в рамках строго установленных юридических процедур. Нужно прекратить повторять, что политики интеграции вообще не было или что она потерпела фиаско. Не утверждаю, что она была успешной, но, к примеру, в системе образования мы еще семь лет назад начали то, что эстонцы еще планируют начать, - перешли на преподавание большей части предметов в средних школах на латышском языке. В результате знание латышского языка среди русскоязычной молодежи определенно существенно улучшилось 18 февраля граждане очень недвусмысленно выразили свое мнение, и вопрос о латышском языке как единственном государственном больше не подлежит обсуждению. Пора действовать политикам. Сейчас очень популярно говорить, что латышские партии должны попытаться обратиться к русскоязычным. Это так, но, по-моему, срочно должен обратиться к своему электорату «Центр согласия» (ЦС). (Хотя бы потому, что количество проголосовавших на референдуме «за» примерно соответствует числу электората ЦС, который вел своих избирателей в заранее обреченный на неудачу бой). Согласистам нужно очень предметно и конкретно сформулировать те проблемы, против которых, говоря их словами, протестовали «за» избиратели объединения. И тут не годятся абстрактные «нас не любят», «нас считают гражданами второго сорта».
Почему это надо сделать? Я не верю, что латышские партии быстро смогут завоевать сердца русскоязычных избирателей (почему – это достойно отельного анализа). Но диалог надо начинать немедленно. И, нравится нам или нет, ЦС сейчас – единственная политическая сила, которая, как минимум, на словах представляет интересы русскоязычных. Альтернатива – Линдерман, то есть – альтернативы нет. Это не комплимент ЦС, а призыв и напоминание.