Недавно группа общественных деятелей и предпринимателей вышла с инициативой увековечить памятником вклад президента России Бориса Ельцина в восстановление независимости Эстонии.
Почему бы нет, ведь Борис Ельцин, кроме признания нашей независимости был и внешне симпатичным, и любителем выпить. Его красочные похождения можно просмотреть десятками в Youtube – как он пьяным в Германии схватил дирижерскую палочку и руководил оркестром, как на сцене отплясывал казачок, как его поддерживали, когда ноги не хотели его нести и как он хватал теток за задницу. Шутки ради можно и поставить ему памятник, однако это сопровождается некоторыми «но».
Да, Ельцин признал независимость стран Балтии, но вовсе не из искренней симпатии к нашим народам.
Да, его деятельность предотвратила планировавшийся Горбачевым кровавый путч в январе и ускорила распад Советского союза. Это были поступки, за которые, без сомнения, есть основания быть ему благодарными.
Однако при этом он был типичным русским шовинистом и представителем имперского мышления. И у Ельцина на этих весах гораздо больший груз, чем высвобождение трех малых государств из под советского ига. Нашу независимость Ельцин признал только потому, что это было ему на тот момент важно в политической борьбе за власть с Горбачевым. Это была цена, которую он просто был вынужден заплатить. Производственная травма.
Вспоминая события 1991 года, нельзя забывать и о роли командовавшего Тартуской авиабазой генерала Джохара Дудаева (позже президента Чечни и руководителя ее борьбы за независимость) в неиспользовании советских оккупационных войск против стремления Эстонии к независимости. Она явно была большей, чем мы можем себе представить.
Как только распался Советский союз, проявился истинный облик Ельцина. Он повернулся к Эстонии и другим странам Балтии спиной и Россия стала откровенно враждебной по отношению к нам. Началась идущая по сей день пропагандистская война и прямая контр-деятельность по отношению к нашему суверенитету.
Ельцин приказал в одностороннем порядке отметить эстонско-российскую государственную границу, и не по согласованной в Тартуском мирном договоре линии, а по насильно измененной Сталиным границе ЭССР. Он отрицал оккупацию Эстонии, обвинял нас в фальсификации истории и грубой дискриминации русских, угрожал из-за этого, а позднее из-за желания присоединиться к НАТО военным конфликтом. Отказывался выводить оккупационные войска (в конце концов вывел, но под сильным давлением Запада и после согласия Мери (бывший президент Эстонии Леннарт Мери – прим. перевод.) со всеми условиями России – оставления здесь пятой колонны и военных пенсионеров, предоставления им социальных и политических гарантий, отказа от требований компенсаций за экологический и оккупационный ущерб, границ по Тартускому миру и т.п.). Он принял доктрину Караганова, согласно которой государства Балтии были провозглашены входящими в сферу влияния России, здесь предусматривалось сохранение русской общины и использование всех дозволенных и недозволенных средств, чтобы поставить нас вновь под контроль российской империи. Он привел к власти Путина с его фоном КГБ, которого при всем желании нельзя назвать нашим другом.
Именно Ельцин был тем, кто продолжил кроваво подавлять стремление малых народов к свободе и начал Чеченскую войну, приведшую к гибели сотен тысяч неповинных гражданских лиц. Кроме того, Ельцин был необузданным коррупционером, правда, этот факт Эстонию напрямую не затрагивает. Выступившие с предложением не могут всего этого не знать, однако они называют его демократом и другом Эстонии. Что же касается установки памятника Ельцину на Вышгороде, как посоветовал Олари Таал, то это деяние, вдобавок к православному кафедральному собору, установленному в честь юбилея династии Романовых, еще сильнее воткнуло бы имперский штык в оплот нашей свободы. И без того на обложках туристических брошюр, знакомящих с Эстонией, красуются луковичные купола русского кафедрала. А теперь вдобавок к ним еще и памятник президента России. Что за облик Эстонии они предлагают? Тем более, что ни одному великому деятелю Эстонии до сих пор памятников нет.
Обращаю внимание на еще один аспект. После развала Советского союза и крушения империи определенные круги в России очень злы на Ельцина. По словам Путина, крах Советского союза был величайшей катастрофой 20 века. Хотя Кремль и по сей день следует агрессивной внешней политике Ельцина, его имя для Кремля и большой части русских как красная тряпка для быка. Интересно, что неожиданно сторонники соглашательской восточной политики (некоторые из которых подписали обращение) больше не боятся вызвать раздражение России.
Не в том ли причина, что памятник, несмотря на идеалистические цели и риторику, превознес бы приведенные выше дела и позиции Ельцина? Стал бы для них индульгенцией и нашим одобрением. В том числе геноцида в Чечне, который Эстония осудила. Определенному сообществу такой поворот кругом наверняка понравится. С этой точки зрения мотивы предложения без сомнений заставляют задуматься и должны стать сигналами тревоги. Все ли, кто поставил подписи, все глубоко взвесили?
Развивая и далее интригующие идеи - а не следовало бы вскоре установить памятник и Ленину? Чем он хуже Ельцина? Ведь именно Ленин стоял за заключением в 1920 году Тартуского мира, свидетельства о рождении Эстонского государства.
Перевод: Хейно Сарап