Текст представляет собой расшифровку телесюжета.
Вы смотрите «В центре внимания», мы продолжаем. Вот если говорить о прогнозах, то, безусловно, есть вещи, которые предсказать достаточно легко. Прошедший накануне в Латвии референдум о признании русского языка вторым государственным, как и следовало ожидать, провалился.
По предварительным оценкам ЦИК, «против» высказались 75% латышей.
Обычно в таких случаях принято говорить «жители Латвии», но не в этом случае. Дело в том, что текущая политическая действительность в стране такова, что более 300 тысяч проживающих здесь людей имеют статус так называемых неграждан - и, соответственно, не имеют права голоса. Практически все они русскоязычные.
Дмитрий Костин изучил подтексты плебисцита.
ДМИТРИЙ КОСТИН, корреспондент: Итог референдума был предсказуем: 75% жителей Латвии проголосовало против придания русскому языку статуса официального и только 25% - за. Но за этой цифрой скрываются судьбы 240 тысяч жителей этой земли.
АЛЕКСАНДР ГАПОНЕНКО, сопредседатель движения «За родной язык»: Это оглушительный успех русской общины. 25% - это примерно то количество граждан русских, которое есть в стране. К этим 25% необходимо добавить 15% русских неграждан, которые не имели право голосовать на референдуме - и того будет 40%. 40% - это все русское население страны. Я даже не ожидал, что нам удастся мобилизовать при полном отсутствии средств такое количество населения.
В граничащей с Белоруссией Латгаллии уровень поддержки русского языка достиг рекордных 90%. В столице региона - 120-тысячном Даугавпилсе - русский язык считают родным 85% его жителей. Поэтому местные новости тут переводят с русского на латышский, а не наоборот.
Читайте также: Латвия отказала русскому языку в статусе государственного
ФРАГМЕНТ НОВОСТНОГО ВЫПУСКА: Мы призываем вас идти и голосовать. За или против.
СВЕТЛАНА ГОРТОВАНОВА, главный редактор телестудии: В своем коллективе мы общаемся между собой обычно на русском языке. Потому что мы работаем в Даугавпилсе - это город, 85% которого говорит... родным языком считает русский. И большинство наших сотрудников тоже говорит по-русски.
Агитационная кампания за и против в этот раз в основном проходила на интернет-площадках. СМИ ограничивались ретрансляцией мнений видных персон. Почему?
КРИСТИАНС РОЗЕНВАЛАС, специалист по PR-технологии, политолог: Те, которые за, уже знали, зачем они за, те, которые против, тоже знали, почему против. Даже, по-моему, когда люди начали агитировать, то даже форма агитации некоторых смущала и отвергала, а не помогала. Не было такого, что агитация разъясняла, почему надо идти голосовать или почему надо голосовать за или против. Уже этот вопрос, к сожалению, такой, настолько острый , что он уже в подсознании, он в психологии, как будто... в области... растяжной вопрос. И там, еще раз говорю, там агитация не играла роль.
Первым нанес удар инициатор референдума - движение «За родной язык». Они перепели знаменитую песню Вячеслава Бутусова агрессивно, креативно, так, что оппоненты до сих пор вспоминают ее.
ФРАГМЕНТ ВИДЕОРОЛИКА: Русофобы пусть брызжут ядом, когда мы единым идем отрядом. За русский язык, за нашу свободу!
В ответ пошла тяжелая артиллерия национальных кадров, которые говорили, что русский язык угрожает национальной идентичности, вспомнили советское время и 91-й год.
Еще по теме: Ксенофобия не идет на пользу единству Латвии