Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Заклинание газа

© РИА Новостигаз
газ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основная цель Газпрома – не дать Европе замерзнуть без газа. Такой вывод напрашивается после прочтения статьи зампреда правления компании Александра Медведева. А Европа, к сожалению, не способна это ни понять, ни оценить. Однако Медведев не приводит никаких конкретных фактов, старательно избегает любых цифр и скрывает формулу цены на природный газ.

Основная цель существования концерна Газпром – не дать Европе замерзнуть без газа. Такой вывод напрашивается после прочтения опубликованной в Rzeczpospolita статьи зампреда правления компании Александра Медведева. А Европа, к сожалению, не способна ни понять, ни оценить этот факт, продвигая руками Еврокомиссии неблагоприятствующую конкуренции модель либерализации рынка, и не может прийти к согласию по поводу газопровода «Северный поток», являющего собой настоящее энергетическое благо. Зампред Газпрома в своем тексте не приводит никаких конкретных фактов, старательно избегает любых цифр и обходит молчанием такой стратегический на сегодняшний день вопрос, как формула цены на природный газ, поставляемый его компанией.

Взглянем сперва на прогнозы цен на газ в мире. Очевидно, что мы имеем дело с трендом на их постепенное снижение, который вызван несколькими факторами. Достаточно упомянуть падение спроса, связанное с длящимся с 2008 года и возвращающимся очередными волнами мировым кризисом, а также заметное увеличение производственных мощностей сжиженного газа (LNG). Важно здесь и систематическое увеличение объемов добычи нетрадиционного газа в США. Это имеет свое значение для Европы, т.к. большое количество сжиженного газа вместо того, чтобы идти на столкнувшийся с перепроизводством американский рынок, попадает на Старый континент. В ближайшие годы сеть терминалов для приема сжиженного газа увеличится, одновременно стоит ожидать, что месторождения сланцевого газа начнут разрабатываться в промышленных масштабах. Это произойдет, если круги, заинтересованные в блокировании разработки этих месторождений, не проведут соответствующий запрет, который будет касаться всех стран ЕС.

Читайте также: Крах надежд на европейский сланцевый газ


Очень жаль, что автор статьи не упомянул череду споров, которые с прошлого года ведут с Газпромом европейские компании. Четыре из них, включая польский нефтегазовый концерн PGNiG, обратились в Стокгольмский арбитраж. Этих споров не было бы, если бы Газпром не придерживался политики игнорирования перемен, происходящих на газовом рынке. Их сутью стали не текущие цены как таковые, а ценовые формулы, которые привязаны к корзине нефтепродуктов. Они действуют уже без малого пятьдесят лет, и выгодны сейчас только одной стороне – российскому поставщику. Их сохранение – стратегическая задача Газпрома, поскольку она определяет позицию концерна в отношениях с импортерами газа. Медиа-спекуляции о том, что цена на поставляемый в Польшу газ может быть снижена на 10 процентов, если объем импорта будет увеличен, можно воспринимать исключительно как не слишком удачный PR-ход. Более того, по информации концерна PGNiG, никаких предложений они не получали.



Изумляют данные, которые использует автор статьи. Конечно, спотовые цены на газ выросли этой зимой на 60 процентов, но зампред Газпрома не упоминает о том, что происходило это лишь в первые несколько дней февраля: до уровня 500 долларов за 1000 кубометров, а после цены упали до 320 долларов. В США эта цифра не превышает 90 долларов. А в Польше все это время мы продолжаем платить… 500 долларов.

Читайте также: Польша купит российский газ у Германии

Удивительно, что Медведев концентрирует свое внимание исключительно на том, что он видит здесь и сейчас: зимой текущего 2012 года. Он уклоняется от сложной для Газпрома темы происходящих на газовом рынке перемен, которые связаны не только с экономической конъюнктурой, но также с возрастающим значением газа из нетрадиционных источников и сжиженного газа. Эти тренды беспокоят руководство российского концерна.

Я соглашусь с Медведевым по двум пунктам: во-первых, российские газопроводы «не приспособлены для постоянного обеспечения настолько большого спроса». Это мнение разделяют и другие российские эксперты, и связано это с расширением дорогих и сомнительных с экономической точки зрения газопроводов («Северный поток») и отказом от увеличения объемов газохранилищ и разработки новых месторождений.

Читайте также: Газовый поток из России начинает истощаться

Во-вторых, Европе, действительно, необходим конструктивный разговор о будущем газового рынка. Однако невозможно вести такой разговор, не опираясь на факты и закрывая глаза на серьезные перемены, которые происходят на рынке Европы и за ее пределами. Негибкий подход Газпрома к ценовым формулам и закрывание глаз на растущую роль нетрадиционного газа этой дискуссии, несомненно, не способствуют.

Александр Медведев, зампред правления компании Газпром и генеральный директор ООО «Газпром экспорт», писал в своей статье в Rzeczpospolita: «Сложившаяся в этом году ситуация на газовом рынке, вызванная резкой волной морозов, должна дать толчок к конструктивному диалогу на тему энергетической политики Европы. Недавние события демонстрируют, что европейский газовый рынок переживает кризис. Европе необходима серьезная дискуссия о том, каким образом поддерживать и привлекать инвестиции в этот исключительно важный энергетический сектор».