Лос-Анджелес – Лесть ни к чему не приведет.
Но вот "Артист", ставший любовным посланием Голливуду, получил на воскресной 84-й церемонии вручения премий Киноакадемии массу поцелуев и объятий, став лучшей картиной сезона. Фильм также получил статуэтки в номинациях "лучшая мужская роль" и "лучший режиссер", став настоящей сенсацией. Воздавая почести картине, киноиндустрия отдала дань уважения не только ей, но и собственным корням.
"Я хочу поблагодарить Билли Уайлдера*, я хочу поблагодарить Билли Уайлдера, и я хочу поблагодарить Билли Уайлдера", - сказал режиссер "Артиста" Мишель Хазанавичус, поддерживая тему голливудского самовосхваления, которая господствовала в зале весь вечер.
Продюсер Тома Лангманн, принимая награду за этот беззвучный в основном и черно-белый фильм о борьбе актера против окончания эпохи немого кино, сказал, что посвящает это достижение своему отцу, скончавшемуся французскому режиссеру Клоду Берри.
До этого воскресенья высшую награду "Оскара" не завоевывал ни один немой фильм со времен "Крыльев", получивших награду на первой церемонии Киноакадемии в 1929 году. Но этим вечером правила ностальгия, поскольку картина о звезде немого кино Жорже Мельесе "Хранитель времени" получила серию наград в менее важных номинациях. А "Полночь в Париже", ставшая комическим путешествием во времени во французскую столицу 1920-х годов, принесла Вуди Аллену приз за лучший оригинальный сценарий.
Мерил Стрип, получившая награду за исполнение лучшей женской роли слабоумной Маргарет Тэтчер в фильме "Железная леди", сделала вид, что ее победа стала для нее потрясением. Но Стрип не выигрывала ничего с 1983 года, хотя и продолжает царствовать как актриса, получившая наибольшее количество номинаций (в целом 17) за всю историю существования Американской академии кинематографических искусств и наук. Стрип во время вручения "Оскара" сказала, что Америка наверняка воскликнула: "О, нет! Да ладно! Почему снова она?"
Когда единственным сюрпризом становится победа Мэрил Стрип, люди понимают, что все идет по сценарию. Виола Дэвис со своей работой в "Прислуге" считалась очень сильным кандидатом на "Оскара" в номинации за лучшую женскую роль.
"Merci, beaucoup, я люблю вас!" – прокричал Жан Дюжарден, получая награду за лучшую мужскую роль в фильме, который задумывался во Франции, но демонстрирует благоговение перед Голливудом былых времен.
После довольно сухого начала церемонии "Артист" прибавил оборотов вечеру, когда стали вручать главные награды. Началось все с приза Хазанавичусу. Победитель развернул длинный список благодарностей с французским акцентом, пролив их поток в том числе и на собаку Угги.
Родившийся в 1929 году Кристофер Пламмер получил свою первую награду академии за роль второго плана в картине "Начинающие". "Дорогая, ты всего на два года старше меня – где же ты была всю мою жизнь?" – сказал Пламмер, принимая статуэтку, которую впервые вручили за фильмы, снятые в 1927 и 1928 годах.
Это было запоздавшее признание заслуг Пламмера, который за 50 с лишним лет сценической карьеры снялся в десятках картин, а награду получил за исполнение в "Начинающих" роли отца, признавшегося на закате жизни, что он гей.
"Поздравления господину Пламмеру, благодаря ему средний возраст победителей подскочил до 67 лет", - пошутил Кристал.
Но потом 76-летний Вуди Аллен поднял планку среднестатистического показателя, получив награду за лучший оригинальный сценарий своего фильма "Полночь в Париже". Этот фильм стал очередным ностальгическим путешествием, на сей раз, по литературному Парижу 1920-х годов. Следуя традиции, Аллен на церемонии не появился, предоставив возможность академии вручить "Оскара" своему представителю.
Ближе к нашему времени Александр Пэйн, Нэт Фэксон и Джим Раш получили награду за лучший адаптированный сценарий картины "Потомки". Это было приятное признание фильма, когда-то бывшего фаворитом в гонке за лучшую картину, но потом начавшего спотыкаться в ходе длительной и изнурительной кампании отбора на "Оскар", когда на "Артиста" пролился целый дождь наград и похвал.
На церемонии присутствовала изрядная порция драмы.
Когда шоу подошло к своей середине, "Хранитель времени" был единственным фильмом, продемонстрировавшим свою силу. Эта снятая в Париже в формате 3D картина получила к тому времени пять "Оскаров": за операторское искусство, за работу художника-постановщика, за звуковой монтаж, лучший звук и визуальные эффекты.
С начала церемонии минуло уже два часа, а "Артист", считавшийся фаворитом и главным претендентом, получил только две награды – за дизайн костюмов эпохи джаза и за лучшую музыку. Такое пренебрежение могло вызвать весьма неприятные ощущения у Харви Вайнштейна, чья компания занимается прокатом "Артиста" в США. Но, по крайней мере, он мог утешиться победой "Непобежденного".
Компания Вайнштейна занимается прокатом этого кинофильма о чернокожей футбольной команде из городской школы и о ее белом тренере, который взял награду в номинации "лучший документальный полнометражный фильм". Один из авторов картины вызвал в аудитории вздох изумления, когда нарушил протокол церемонии и произнес ругательство, что случается крайне редко на празднике Киноакадемии, где все жестко контролируется.
За ним последовал Крис Рок со своей расистской шуткой о том, что чернокожие получают самые вшивые роли даже в мультфильмах. Возможно, это было проявлением сомнительного вкуса, но шоу приблизилось к нашим временам.
Компьютерный мультфильм режиссера Гора Вербински и Paramount Pictures "Ранго" был признан лучшим среди анимационных. И DreamWorks Animation, у которой был номинирован мультфильм "Кунг-фу панда 2", и диснеевская Pixar Animation, у которой вообще не было номинантов в этой категории, с удивлением наблюдали, как приз уплывает в руки Вербински, который никогда прежде не снимал анимационные фильмы.
На церемонии был зачитан особо длинный в этом году памятный список деятелей киноискусства, ушедших из жизни за прошлый год. Главной в нем была Элизабет Тейлор. Присутствовавшие почтили память актера Бена Газзары, менеджера и продюсера Джона Колли, а также продюсеров церемонии "Оскар" Джила Гейтса и Лоры Зискин.
Наконец шоу вошло в свой привычный ритм, и потекла череда представлений, благодарственных речей и приветственных аплодисментов в типичном для "Оскара" стиле, с выходками ведущих и небольшими уколами в адрес постановок. Но главные моменты были еще впереди.
Церемония близилась к концу, и артисты вроде Джулии Робертс и Роберта Дауни-младшего говорили на сцене о том, почему они любят кино. В ответ на это Кристал сказал: "У меня таких чувств никогда не было".
А шутки по поводу возраста не прекращались ни разу. "С этой толпой ты быстро состаришься", - предупредил Бен Стиллер Эмму Стоун, когда та начала говорить о том, что выступает на церемонии впервые и вообще новичок в этом деле.
Веселье на этом вечере обеспечивалось всеми силами. А сил было немало: Уилл Феррелл, Тина Фей, Крис Рок, Кристен Уиг, лягушонок Кермит – там был целый парад комедийных актеров, выступавших в качестве ведущих.
Кристал с водевильной ухмылкой на лице задал тон с самого начала, открыв шоу калейдоскопом из песни и танца. Он умудрился одновременно посмеяться над девятью номинантами на лучшую картину, над Томом Крузом, над "Девичником в Вегасе" и даже над собственной увядающей карьерой.
"Это мой девятый "Оскар", то есть, я в девятый раз веду церемонию "Оскара", - пошутил он в своем монологе во время открытия шоу, постаравшись никого не забыть. – Называйте меня "старым боевым конем"". Адресуя один из своих уколов непосредственно киноиндустрии, он добавил: "Ничто не помогает так хорошо снимать боль мировых экономических проблем, как вид миллионеров, вручающих золотые статуэтки другим миллионерам".
Зал был в позолоте и красной драпировке, как и многие из старлеток. Идея состояла в том, чтобы спародировать романтическое очарование старых фильмов, когда декорации значили больше, чем сегодня, в наш век мультимедийных развлечений.
Улыбка большого шоу-бизнеса, которой была пропитана церемония, являлась чем-то большим, нежели уловкой с целью поднятия рейтингов. Киноакадемия попыталась побыстрее пройти этот неспокойный оскаровский сезон, в ходе которого она получила немало ударов, а то и кровавых ран.
Кристала назначили ведущим в последнюю минуту в ноябре. Он заменил Эдди Мерфи, которого не пустили на роль ведущего, когда его друг и продюсер шоу Бретт Рэтнер ушел в отставку из-за бури, разразившейся в СМИ по поводу его высказываний против геев во время дискуссии в Голливуде. Одновременно с этим обычно уравновешенной и благоразумной академии пришлось столкнуться с междоусобицей по поводу своего нового руководителя Дон Хадсон и тех перемен, которые она пытается осуществить. Хадсон, наконец, защитила себя и свои усилия несколько дней тому назад, дав интервью Hollywood Reporter.
В целом слабые кассовые сборы девяти номинантов на звание лучшего фильма - только один из которых, "Прислуга", собрал в стране более 100 миллионов долларов - вызывали немалую обеспокоенность по поводу оскаровского рейтинга. Киноиндустрия получила еще один удар по своему авторитету и уверенности, наблюдая за тем, как нынешняя церемония "Грэмми" собрала около 40 миллионов зрителей, когда музыкальные фанаты сплотились на фоне смерти Уитни Хьюстон. Прошлогодняя церемония "Оскар" привлекла к себе 37,9 миллиона зрителей.
Тем временем, демографический анализ Los Angeles Times вновь поднял вопросы по поводу культурной значимости Киноакадемии, в состав которой входят 5800 членов. Оказалось, что подавляющее большинство ее членов белые мужчины в возрасте 60 лет и старше. Результаты стали отражением общепринятой точки зрения, однако вызвали новые споры о том, насколько важен "Оскар" для Америки с ее растущим разнообразием, не говоря уже о мировой аудитории.
Подсказку могут дать телевизионные рейтинги. (Это шоу, длившееся три часа и восемь минут, стало одним из самых коротких за последние годы.) Между тем, наиболее ярко тоску по былой славе выразил Брет Маккензи, чья композиция к "Маппетам" победила в номинации "лучшая песня к фильму".
За кулисами Маккензи скромно признался, что его песня к "Маппетам" в подмётки не годится песне "Rainbow Connection" Пола Уильямса и Кеннета Эшера, которая на протяжении многих лет является песней лягушонка Кермита.
Эта песня стала классикой, сказал Маккензи, а его песня в сравнении с ней это ничто. В этом был некий урок для всей церемонии.
* Американский режиссер и сценарист, снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской Киноакадемии, из них шесть "Оскаров".