...Российские интернет-сайты с большой готовностью опубликовали размещенные на сайте Службы новостей ООН рассуждения независимого эксперта ООН Риты Ишак о референдуме за русский язык в Латвии, в которых подчеркивается, что результат народного голосования не означает, что теперь у властей Латвии меньше обязанностей «по обеспечению прав русскоязычных», пишет «Латвияс авизе».
«Этот референдум не следует рассматривать как победу одной общины над другой. Он должен, напротив, способствовать активизации диалога по правам меньшинств в Латвии. Я настоятельно призываю латвийские власти предпринять решительные усилия по сближению различных общин, помочь им преодолеть исторические предрассудки, страхи и недоверие», - пишет Ишак. Она подчеркивает, что право на использование родного языка закреплено в различных международных договорах, в том числе в Международном акте о гражданских и политических правах, а также в Декларации о правах национальных и этнических меньшинств.
По словам эксперта ООН, нормы международного права требуют, чтобы государство защищало национальную, этническую, культурную, религиозную и языковую самобытность меньшинств. «Меньшинства имеют право использовать свой язык без дискриминации. Должны быть также приняты меры с целью предоставления меньшинствам возможности получать образование как на своем родном, так и на официальном государственном языке», - пишет Ишак. В настоящее время Ишак руководит базирующимся в Будапеште Институтом Тома Лантоса, который в основном концентрируется на правах человека и нацменьшинств.
…С начала сбора подписей за предоставление русскому языку статуса второго государственного языка в публичном пространстве нерегулярно звучали подозрения, что весь этот сопровождаемый огромным ажиотажем процесс своего рода диверсия для отвлечения внимания от каких-то далеко идущих целей провокаторов референдума, пишет обозреватель газеты «Диена». Однако с течением времени никто так и не мог указать, что это могут быть за процессы, которые прикрывает референдум.
В начале февраля, наконец, появился достаточно соответствующий конспирации кандидат – создание подкомиссии Сейма, которая будет заниматься оценкой Закона об оперативной деятельности. Конечно, увязка этих двух событий основана только на недоказанных спекуляциях, но появление новой подкомиссии Сейма это заслуживающий внимания факт, чтобы говорить о нем отдельно от обостренной этнической ситуации. Необходимо отметить, что большую роль в создании новой подкомиссии сыграл депутат «Центра согласия» (ЦС) Андрейс Элксниньш, который ранее внес 55 предложений по изменениям в Закон об оперативной деятельности. Хотя имидж ЦС как руки России в Латвии, возможно, преувеличен, однако ясно, что у этой партии большая роль в реализации интересов России в латвийской политике, на что указывает сотрудничество с «Единой Россией». И в этом контексте инициативы ЦС по реорганизации служб безопасности могут показаться, по меньшей мере, подозрительными.
Передаче Nekā personīga Элксниньш свою позицию по изменению Закона об оперативной деятельности обосновал желанием ограничить произвол служб безопасности и сбалансировать их работу с правами человека, подчеркнув, что прослушивание разговоров противоречит Конституции. Однако надо учесть, что Конституционный суд уже однажды отклонял жалобы Элксниньша как необоснованные.
Своеобразным кажется также решение о продвижении (правда, неудачном) Яниса Адамсонса (ЦС) на должность главы этой комиссии, хотя бы потому, что в свое время руководство комиссией по парламентскому расследованию «по делу о педофилах» закончилось судебным процессом против него самого за злоупотребление служебным положением. Масштабные планы Адамсонса включают в себя объединение министерств обороны и внутренних дел. Этот шаг, похоже, самая наглядная причина для подозрений о роли России во всем этом политическом процессе. Почему? Во-первых, потому, что отделеленность структур обороны и внутренних дел является одним из основных принципов демократии. Во-вторых, потому, что одна из трех служб безопасности – Служба военной разведки и безопасности – находится в подчинении Министерства обороны, в свою очередь, Полиция безопасности – в подчинении МВД. С передачей обеих этих структур, а, возможно, еще и Бюро по защите Конституции (БЗК) одному министерству появится очень опасная сила. Как высказался директор БЗК Янис Кажоциньш, объединение этих трех служб приведет к образованию силы, которая по своей сути будет очень похожа на Комитет государственной безопасности.
В тени референдума мимо глаз и ушей общественности, не получив особого резонанса, проскользнули и попытки бывшего офицера пограничных войск КГБ Яниса Адамсонса снова вскочить на коня служб безопасности, и действия частично спонсируемого Россией ЦС, которые могут свидетельствовать о стремлении соседней страны получить доступ к гостайне и регулировать работу служб безопасности, что очень существенно повлияет на политическую систему Латвии. Разумеется, защиту национальных интересов на идеологическом фронте – голосование на референдуме - нельзя недооценивать. Однако очень важно обратить внимание общественности на работу оценивающей Закон об оперативной деятельности комиссии, потому что она может вызвать намного более опасные и трудно исправимые последствия, чем любая другая попытка соседней страны захватить бразды власти в Латвии в свои руки.
...Известный детский врач Петерис Клява считает, что нам нужно не изображать «крутых парней из НАТО», а взять водку и поехать в Путину обсудить «все вопросы», которые возникли после прошедшего только что референдума. Говоря об отношениях русских и латышей и возможном влиянии России, Клява подчеркнул, что Латвия боится России, и этот страх выражается в неправильной политике по отношению к русским. «Нам к Путину надо поехать с водкой и обсудить дела, а не изображать крутых парней из НАТО», - цитирует Кляву Kasjauns.lv.
«Русские покупают землю и дома в Юрмале, готовы инвестировать сюда десятки миллионов… Разве лучше, если вместо русских были бы китайцы или мусульмане? Мы должны понимать, что русские здесь есть и останутся», - сказал Клява. Место и роль политиков он оценивает так: «Я думаю, что политикам надо указать их место, как это происходит с собаками. Ты слуга народа, сиди на цепи и не гавкай». Клява также подчеркивает, что не нужно все время дразнить большого соседа: «Для России это огромная боль: утрачен такой ломоть! И эту боль они не могут простить. Но через их боль и нашу боль надо учиться коммуницировать на новом уровне».
Клява надеется, что референдум о русском языке заставит нас измениться:: «… Линдерман помог выявить слабое место латышей. У русских есть поговорка: на то и щука, чтобы окунь не дремал. Латышам нужно какое-то потрясение, чтобы начать действовать… Этот провокационный референдум был не для народа, а для того чтобы умные головы, которые у нас еще есть, поняли, что надо менять коммуникацию и систему управления, законодательство…На протяжении веков латыши перенесли шведскую, немецкую, советскую инфекции, сейчас у нас западная инфекция. Если мы сейчас будем пытаться мстить русским, то это будет свидетельствовать о средневековом мышлении. Нет сомнений, что в Латвии должен быть один государственный язык. Однако чтобы наше государство развивалось, недостаточно узко национального популизма».