Похоже на то, что белорусский диктатор Александр Лукашенко позавидовал своему коллеге из Ирана. И как Махмуд Ахмадинежад, который в ответ на санкции Евросоюза прекратил поставки дешевой нефти в Грецию, так и белорусский батька, решил отомстить загнивающему Западу, запретившему въезд в страны ЕС очередным белорусским функционерам.
В действительности в распоряжении Лукашенко были гораздо менее сильные средства давления, чем у Ахмадинежада. Объявив об отзыве плывущих в Грецию танкеров, Иран ударил в подбрюшье Европы: ведь эта пребывающая в кризисе страна покупала у иранцев нефть по ценам ниже рыночных. Так что приостановка поставок именно Афинам – это прицельный шаг Тегерана, поскольку новые экономические проблемы Греции становятся одновременно новыми политическими проблемами ЕС.
У Лукашенко, руководящего балансирующим на грани банкротства посткоммунистическим скансеном, нет в рукаве никаких потенциальных тузов, чтобы противостоять Евросоюзу. У него есть средства (в прямом смысле этого слова) лишь на опереточные жесты. И возможно именно поэтому он хочет перенести весь конфликт Лукашенко-ЕС в опереточную плоскость.
Признаемся себе прямо: и Евросоюз, и Польша спокойно прожили бы без послов в Минске, а тем более без представителей Белоруссии в Варшаве и Брюсселе. Может быть, как раз поэтому реакция остальных стран ЕС была решительной: сначала выступил глава МИД Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle), потом французы, и не прошло и нескольких часов, как оказалось, что Белоруссию покидают послы всех стран Европейского союза. Нельзя сказать, что это кому-то дорого обойдется или что это какой-то резкий шаг в межгосударственных контактах: до разрыва или заморозки дипломатических отношений путь еще неблизкий, а устойчивая связь с режимом Лукашенко ни для одной из стран Европы, не является, к счастью, жизненно необходимой.
Однако с перспективы Минска дело выглядит гораздо серьезнее, а вызов, который Лукашенко бросил Европе, кажется особенно отчаянным, если принять во внимание факт, что именно на экспорте в ЕС Белоруссия зарабатывает положительные пункты к своему, в целом отрицательному, балансу заграничной торговли. Если бы не это, Белоруссия была бы в еще большей степени зависима от России.
Тогда как Лукашенко может уже только прикрикивать и размахивать цепом, как и подобает директору колхоза, у Евросоюза остается еще внушительный запас инструментов давления на диктатора.
Но прежде чем мы решим их использовать, принимая тем самым участие в оперетте по либретто, расписанному белорусским президентом с восемнадцатилетним стажем, нам нужно вспомнить об одном. Хотя и нам, и другим странам Европы Лукашенко абсолютно ничего не может сделать, существует большая группа людей, которым эскалация этого конфликта может по-настоящему повредить. И это не кто иной, как жители десятимиллионного колхоза Александра Лукашенко.