Между Белоруссией и Европейским Союзом в прошлом году возникли мощные противоречия, и их кульминацией стал отказ Минска направить свою делегацию на европейский саммит в Праге, назначенный на 5 марта. Неготовность Белоруссии идти на политические и экономические реформы вызывает все большую изоляцию этой страны от Запада. А поскольку Белоруссия больше и больше отдаляется от Европы и других западных держав, все вероятнее становится ее интеграция с Москвой и с теми структурами экономики и безопасности, в которых властвует Россия.
---
Белоруссия не будет направлять свою делегацию на запланированную на 5 марта в Праге встречу министров иностранных дел стран, участвующих в программе восточноевропейского партнерства Евросоюза. Об этом говорится в заявлении Министерства иностранных дел Чехии. Это решение было принято после того, как некоторые страны-члены ЕС отозвали 29 февраля своих послов из Белоруссии. Данная мера была принята в связи с тем, что Минск ранее выдворил из страны двух дипломатов Евросоюза, а ЕС ввел санкции против белорусских официальных лиц.
Дипломатическая напряженность между Белоруссией и Западом связана с тем, что Минск противится осуществлению реформ своей политической и экономической системы. Эта напряженность ускоряет изоляцию страны от Запада и, соответственно, повышает шансы на то, что Белоруссия будет все больше сближаться с Россией и с теми экономическими и военными институтами, в которых доминирует Москва.
Политическая и экономическая модель Белоруссии
Обретя в 1991 году независимость, Белоруссия вместе со многими другими бывшими советскими республиками вступила в период перехода к рыночной экономике и квазидемократической системе государственного управления. Первый руководитель независимой Белоруссии Станислав Шушкевич начал осуществлять реформы, но его правлению положил конец Александр Лукашенко, который, находясь на посту председателя парламентского антикоррупционного комитета, обвинил в 1993 году Шушкевича в коррупции и хищении средств, и инициировал голосование по вотуму недоверия президенту. После этого он уверенно и с большим отрывом одержал над ним победу в ходе первых в Белоруссии президентских выборов, состоявшихся в 1994 году. С тех пор этот бывший советский чиновник и директор совхоза осуществляет политическое руководство Белоруссией.
Читайте также: Статья Лукашенко как показатель внешнеполитического курса
Придя к власти, Лукашенко по-иному подошел к процессу экономических реформ, нежели его предшественник. Он сохранил многие черты советской экономической политики в рамках, как он его называет, "рыночного социализма". Такая политика подразумевает государственное регулирование цен на продукты питания и товары первой необходимости, многочисленные льготы и субсидии, фиксированный обменный курс и популистский политический курс. При такой политике сохранились лишь несущественные и жестко регулируемые черты рыночной экономики. Такой политический курс создал относительно высокий уровень жизни в регионе: пенсии и средние зарплаты в Белоруссии выше, чем в соседних Украине и Молдавии, и там очень маленькая разница в доходах населения.
Кроме того, многие стратегические предприятия Белоруссии принадлежат государству. Официальные цифры вызывают сомнение, но все равно - примерно 60-80% экономики находится под государственным контролем. В принадлежащих государству и в контролируемых им компаниях занято более 50% населения, а рынок рабочей силы в стране строго регулируется. Большое внимание уделяется также военно-промышленному комплексу и промышленному производству, поскольку Белоруссия была одной из самых экономически развитых республик бывшего СССР, особенно в сфере промышленности.
Такая модель рыночного социализма пережила определенные потрясения, когда Белоруссия в 1990-х годах столкнулась с экономическими трудностями. Сначала была либерализация цен и крах советской системы поставок и снабжения, затем в конце 1990-х наступил финансовый кризис, пронесшийся также по всей России. Он вызвал девальвацию национальной валюты, мощную инфляцию и сокращение объемов торговли с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств. Однако в 2000-х годах вернулась стабильность и устойчивый рост. С 2001 по 2005 год ВВП в Белоруссии увеличивался со среднегодовыми темпами 7%, а рост в таких жизненно важных секторах как обрабатывающая промышленность и индустрия составлял в среднем почти 10% в год. Такие темпы роста сохранились и во второй половине десятилетия, за исключением 2009 года, когда в результате мирового финансового кризиса они стали близки к нулю. Но в 2010 году они снова вернулись на уровень 7 процентов.
Читайте также: Белорусы переходят на "натуральное хозяйство"
Такой рост, и особенно его устойчивость по сравнению с более резкими скачками капиталистических систем в соседней России и на Украине, узаконили экономическую модель Лукашенко и сделали ее чрезвычайно популярной среди населения Белоруссии. Это также дало Лукашенко возможность централизовать находящуюся под его властью политическую систему и сформировать режим централизованного управления страной с его мощным и вездесущим аппаратом государственной безопасности. За прошедшие два десятилетия Лукашенко укрепил институт президентства, ослабил парламент и оппозиционные партии, и сконцентрировал власть в собственных руках и в руках своего тесно спаянного окружения, многие члены которого работали в аппарате безопасности или связаны с ним.
Отношения Белоруссии с Россией и с Западом
Тесные отношения между Белоруссией и Россией имеют ключевое значение для поддержания модели рыночного социализма Лукашенко. Несмотря на периодически возникающие дипломатические размолвки с Москвой, Минск по-прежнему тесно связан с Россией экономически через союзное государство и Таможенный союз. Сохраняется и военная интеграция в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и сил быстрого реагирования, связей с Россией в области ПВО и регулярно проводимых учений совместно с российскими войсками.
Еще по теме: Россия поддерживает непопулярный режим в Белоруссии
Эти связи вызывают напряженность в отношениях между Белоруссией и Западом, который стремится приблизить Минск к собственным союзническим структурам, включая ЕС и НАТО. Особенно это касается инициатив таких государств как Польша, Литва и Швеция. Хотя Запад пытается взять Белоруссию под свое крыло, он выдвигает условие о том, что Лукашенко должен сделать более открытыми политическую и экономическую систему страны, дабы обеспечить более тесную интеграцию. Лукашенко идти на такие меры отказывается, осознавая, какие последствия это будет иметь для его режима власти. Однако он старается поддерживать определенный уровень сотрудничества с Западом, особенно в экономической области. В 2010 году на долю Евросоюза в общем объеме торговли Белоруссии пришлось примерно 30%. Сохранение связей с Западом не только приносит экономические выгоды, но и дает Лукашенко определенные рычаги воздействия на Россию с целью защиты белорусского суверенитета и поддержания баланса между двумя более крупными державами. Китай помогает Лукашенко отсрочить проведение экономических реформ и реструктуризацию, оказывая Минску финансовую помощь без политических условий. Правда, в конечном итоге любая существенная сделка с Китаем проходит через согласование с Россией и утверждается ею.
За последний год или около того Белоруссия пережила сдвиги как во внутренней политике, так и во внешнеполитической ориентации. Данные сдвиги были в основном вызваны президентскими выборами в декабре 2010 года и некоторыми уже начавшимися к тому времени процессами. Перед выборами Лукашенко значительно увеличил социальные расходы, чтобы сохранить лояльность своих сторонников и избирателей, повысив зарплаты и пенсии. Такой скачок расходов в сочетании с высокими мировыми ценами на энергоресурсы оказал мощную нагрузку на финансовую систему страны и создал серьезный дефицит валютных резервов.
Данные проблемы усугубились после выборов, когда Евросоюз и Соединенные Штаты ввели санкции против режима Лукашенко в ответ на подавление белорусскими службами безопасности протестов против предполагаемых подтасовок на выборах. Результатом репрессий стал арест и заключение в тюрьму лидеров оппозиции и участников протестов. К бедам Лукашенко прибавилось то, что Белоруссия не смогла получить доступ к внешнему финансированию из средств МВФ по причине закручивания гаек оппозиции и нежелания Минска осуществлять экономические реформы. Правительство включило станок и начало печатать деньги, из-за чего инфляция к концу 2011 года превысила 100 процентов, а курс белорусского рубля по отношению к доллару поднялся с 4930 рублей в начале года до 8680 в конце.
Еще по теме: Каковы перспективы перехода Белоруссии на российский рубль?
Вероятный поворот Минска на восток
Евросоюз и Запад продолжают давить на Лукашенко, добиваясь большей открытости белорусской политической системы. 27 февраля они ввели против Минска новые санкции, заморозив активы и запретив выдачу виз 21 высокопоставленному белорусскому чиновнику. Лукашенко понимает, что Запад не заинтересован в сотрудничестве с правительством Белоруссии в его нынешнем виде - о чем свидетельствуют призывы многих лидеров ЕС к Лукашенко уйти в отставку. Однако он проявляет упрямство перед лицом этих санкций. 28 февраля президент выдворил из страны двух дипломатов Евросоюза, что усилило продолжающуюся дипломатическую напряженность.
Эти события оттолкнули Белоруссию еще дальше от Запада и сблизили ее с Москвой. Кремль не критикует Лукашенко за проводимый им политический и экономический курс. Путин назвал последние санкции "неприемлемыми и бессмысленными" и предложил Белоруссии в нынешний момент финансовой напряженности денежную помощь. Россия выигрывает от этого спора, поскольку в 2011 году она взяла под свой полный контроль белорусскую энергетическую компанию "Белтрансгаз" и другие фирмы, а также занимает привилегированное положение в предстоящем в Белоруссии процессе приватизации, который будет проходить на протяжении всего 2012 года.
Лукашенко не хочет полностью отдавать России экономический суверенитет, и пока сопротивляется попыткам распродать ключевые активы страны, такие как компания по производству удобрений "Беларуськалий" и два стратегических нефтеперерабатывающих завода. Но время не на стороне Лукашенко - как и деньги. Он может пойти на некоторые меры, чтобы получить запас времени - например, осуществив внутреннюю приватизацию государственной собственности и создав в Белоруссии новый класс олигархов. Однако этими мерами он подорвет ту политическую и экономическую модель, которую пытается всеми силами сохранить. Это также усилит зависимость Лукашенко от других источников поддержки, которые находятся за рамками его традиционной базы электората. Поэтому ему придется очень внимательно просчитывать свои шаги, принимая во внимание все риски и преимущества.
Еще по теме: Россия легко перекупила и Белоруссию, и Лукашенко
А тем временем, Евросоюз будет усиливать давление на Белоруссию, и Россия будет рада вмешаться и предложить свою помощь, если это будет соответствовать интересам Москвы. Это создаст трудности для Лукашенко и для той экономической и политической системы, которую он сформировал на все обозримое будущее.