На прошедших в воскресенье президентских выборах в России победил Владимир Путин. Вчера во второй половине дня после подсчета 99,5 процентов бюллетеней было известно, что его поддержали 64 процента избирателей. Достаточно, чтобы вернуться в президентское кресло, которое Путин занимал в 2000-2008 годах.
В те годы Путин приложил много усилий для укрепления Газпрома и обеспечения ему доминирующего положения в Европе. В начале своего первого срока Путин ввел в руководство концерна лояльных менеджеров. В начале второго – добился подписания договора с немецкими концернами E.ON и BASF на строительство балтийского газопровода «Северный поток», который напрямую соединил Россию с Германией в обход Центральной Европы. А под его конец Путин в спешке подписывал договоры о строительстве газопровода «Южный поток», по которому российский газ пойдет через Черное море в Южную и Центральную Европу.
Читайте также: Любимое занятие наших российских друзей, или О роли Медведева в "Газпром"-шоу
В период предыдущих президентских сроков Путина разгорелись громкие газовые войны Газпрома с Белоруссией и Украиной, в ходе которых российский концерн впервые перекрыл вентили на транзитных газопроводах, по которым идет газ в Западную Европу.
Знаменитый русский теоретик театра Константин Станиславский говаривал, что если на сцене висит ружье, оно должно выстрелить. А накануне выборов было продемонстрировано оружие для ведения новых газовых войн.
В прошлый четверг Газпром направил в международный арбитраж UNCITRAL в Вене (комиссия ООН по праву международной торговли) иск против правительства Литвы, которое хочет отобрать у Газпрома свои газопроводы, проводя в жизнь европейские реформы в рамках т.н. Третьего энергетического пакета ЕС. Сейчас Газпром является основным продавцом газа в Литве и одновременно удерживает контроль над литовскими газопроводами, что противоречит европейскому законодательству.
По оценке аналитика Номос-банка Дениса Борисова, высказанной им в газете «Ведомости», спор с Литвой – это лишь предлог. Газпром хочет создать прецедент, чтобы проверить, какие реальные последствия может иметь для него европейская реформа газового рынка, и как на практике будут реагировать арбитражные суды на иски против европейских законов.
Еще по теме: У Европы нет альтернативы российскому газу
По сути, венский арбитражный суд даст в ответ на иск Газпрома оценку нормам, которые призваны защищать европейцев от газовых монополистов.
В тот же четверг Газпром снизил цены на газ для итальянского государственного концерна ENI, а с начала этого года российский гигант уже снизил цены немецкому концерну Wingas, французскому GDF Suez и австрийскому OMV. По оценке банка Société Générale, ENI будет платить сейчас менее 400 долларов за 1000 кубометров российского газа. Это на одну пятую меньше, чем платит польский нефтегазовый концерн PGNiG, которому россияне в скидках отказали.
Подобное демонстративные разделение Газпромом своих европейских клиентов, это тоже потенциальный источник очередного конфликта, в данном случае по поводу прописанного в Лиссабонском договоре принципа энергетической солидарности Европейского союза.