После решающей победы Владимира Путина на президентских выборах многие задаются вопросом, будет ли продолжена «перезагрузка» в отношениях США и России. Я полагаю, что ответ на этот вопрос зависит от официальной реакции США на переизбрание Путина.
После последовавших за декабрьскими выборами в Думу протестов президент Медведев предпринял шаги по либерализации политической системы. Они включали разрешение на массовые общественные объединения, выборность глав регионов, упрощение регистрации политических партий, решение создать независимое общественное телевидение.
Несмотря на эти инициативы, представители политической оппозиции, не преодолевшие пятипроцентный барьер для избрания в парламент, продолжают оценивать российскую политическую систему как нечестную и несколько недель назад заявили, что будут считать президентские выборы недействительными независимо от их исхода.
Но это накладывает на оппозицию определенные обязательства. Оппозиция считает изменение режима невозможным, поэтому единственным решением видит его смещение. Согласно мнению популярного блогера Алексея Навального, ее стратегия для этого состоит в продолжении публичных выступлений против режима до тех пор, пока режим не устыдится и проведет новые выборы. Однако неясно, каким образом новые выборы помогли бы оппозиции, поскольку в любом случае опросы показывают, что Путин является, безусловно, самым популярным политиком.
Поэтому официальные круги США стоят перед знакомой дилеммой: должны ли они признать выборы легитимными, итоги которых они не признают, или поддержать требования несистемной оппозиции, чьи требования действительно чрезмерны. Иначе – должна ли политическая целесообразность перевесить приверженность демократическим принципам?
Некоторые скажут, что это ложный выбор. Госсекретарь Хилари Клинтон пошла далеко, публично осудив декабрьские выборы в Думу как «ни свободные, ни честные». Но, если подобная критика не является критикой ради критики, она должна быть уравновешенной. Она не должна просто обвинять правительство и поощрять оппозицию. Она должна также публично приветствовать усилия правительства в целях совершенствования демократии и критиковать оппозицию, когда она, мягко говоря, занимает позицию, разрушающую демократическое согласие.
Удобной новой точкой отсчета будет сбалансированная оценка президентских выборов в России. Госсекретарь Клинтон сегодня имеет редкую возможность устранить тот ущерб, который она нанесла своим скоропалительным осуждением декабрьских выборов в Государственную Думу. Всего несколько простых слов похвалы в отношении огромных усилий, предпринятых российским правительством в последние два месяца, могли бы вывести российско-американские отношения в новое и гораздо более позитивное русло.
Ниже мы приводим всего лишь несколько возможных тезисов:
- Пять зарегистрированных кандидатов представляют очень широкий спектр политических взглядов, начиная от коммуниста Геннадия Зюганова, который хочет вновь национализировать промышленность и изолировать Россию от Запада, до либерала Михаила Прохорова, который хотел бы порвать с существующими государственными монополиями и присоединиться к Европейскому Союзу. Единственный значимый кандидат, которому отказали в регистрации, - социал-демократ Григорий Явлинский – был отстранен из-за того, что 25% подписей в его поддержку были признана поддельными.
- Каждый кандидат получил девять часов в прайм-тайм на телевидении и радио (не считая четырех ТВ и радиоканалов, предоставивших дополнительное бесплатное эфирное время) и до 18 часов оплачиваемого времени. Наблюдатели считают, что благодаря этим передачам и теледебатам общественность вполне ознакомилась со взглядами каждого кандидата.
-Наконец, для обеспечения небывалой в других странах прозрачности выборов, голосование на всех 91,4 тысяч избирательных участков транслировалось в интернете в режиме онлайн. Каждый из более чем трех миллионов посетителей сайта наблюдал за выборами в среднем 50 минут в режиме реального времени. Защитники демократии должны отметить, что это нововведение упоминается 28% населения как наиболее важная причина доверия результатам выборов. Прибавьте к этой инновации 200 тысяч зарегистрированных наблюдателей от оппозиционных партий, около 700 наблюдателей из других стран, а также прозрачные урны для голосования, установленные в Москве и других городах. Подводя итог, можно сказать, что очень трудно оспорить тот факт, что российское правительство сделало всё возможное для обеспечения свободных и честных выборов, и глава миссии ОБСЕ Хайди Тальявини (Heidi Tagliavini) отказалась назвать выборы несвободными либо нечестными. Если после этих явных усилий доброй воли официальная реакция США останется такой же пренебрежительной, как и в декабре, большинство россиян сочтут, что истинной целью подобной критики является попытка подорвать легитимность президентства Путина. Это, в свою очередь, надолго омрачит будущие отношения, в то время как США нуждаются в России как никогда ранее.
Примерно четыре года назад восприятие Соединенных Штатов Россией, возможно, и имело очень малое значение, поскольку сами США видели себя в роли лидера в отношениях между двумя странами. Но глобальный экономический кризис перевернул многие традиционные представления, и сегодня гораздо выше риск вернуться к открытой враждебности, которая была характерна для последних трех лет президентства Дж. Буша-мл.
Во-первых, сегодня Россия намного сильнее экономически. В 2011 году она была на третьем месте по темпам роста экономика и закончила год с профицитом бюджета. Россия остается ведущим производителем нефти и газа в то время, когда рост напряженности на Ближнем Востоке вряд ли приведет к снижению цен на них. Тем временем, поскольку Европа колеблется в отношении заключения долгосрочных энергетических контрактов, Россия диверсифицировала свои пути поставок и переориентировала часть из них на Китай. Это не только улучшило долгосрочный платежный баланс с её соседом, но и укрепило долгосрочную стратегическую ориентацию на Азию, во многом – за счет Европы. Аналитики ожидают, что общий объем торговли между этими взаимосвязанными гигантами превысит 100 миллиардов долларов в 2012 году.
Во-вторых, сегодня Россия имеет четкую программу регионального партнерства – создание Евразийского экономического союза. Она будет весьма популярной во многих бывших союзных республиках и из-за экономических трудностей в Европе все более привлекательной для финансовых элит. После оглашения Путиным своего видения развития четырех соседей России потребовалось менее двух месяцев для подписания договоров. Даже постоянно сомневающееся украинское руководство заявило, что находит данную концепцию интересной. Пока им подписан только договор о Таможенном союзе с условием получения в будущем «особого статуса». Но большинство украинских аналитиков видит в этом не более чем условие для переговоров. В долгосрочной перспективе мало кто сомневается в выборе Украины.
В-третьих, страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР – не просто случайный набор стран, известных своим высоким экономическим ростом. Во многом благодаря инициативе России, эти страны начали координировать свою внешнюю политику и продвигать многополярные глобальные инициативы. В будущем каждая из них попытается использовать свою экономическую и политическую силу для обеспечения региональной стабильности и бросит вызов Западной модели модернизации.
В-четвертых, сегодня НАТО зависит от доброй воли России в своих военных усилиях в Афганистане. Поскольку отношения с Пакистаном ухудшились, НАТО переориентировала 70% своих транспортных потоков на поставки через Россию. Существует даже план организации в Ульяновске транзитного центра для грузовых потоков в Центральную Азию. Риск поставить эти отношения под угрозу означает сорвать военные усилия в Афганистане.
Наконец, после вступления России этим летом во Всемирную торговую организацию она получает законные способы покончить с дискриминационной практикой в отношении широкомасштабных российских инвестиций. Страны, не прекратившие подобную практику, столкнутся в потоком юридических вызовов. Поскольку российский капитал все более проникает на мировой рынок, мы можем ожидать, что московский фондовый рынок, сегодня седьмой в мире, станет существенно более динамичным, повышая шансы Москвы стать главным евразийским финансовым и деловым центром.
Каждый из этих вызовов содержит для США как возможности, так и риски. Существует возможность для действительно равноправного сотрудничества, но это потребует от действующей администрации забыть о своей склонности к морализаторству и уважать выбор народа России. Не сделать этого означает риск того, что США и Запад в целом будут становиться все менее значимы для России и ее долгосрочной глобальной стратегии.
Николай Н. Петро – профессор международной политики Университета штата Род-Айленд, работал специальным советником Госдепартамента США по политике СССР при президенте Дж. Буше-ст.