Они создают новое смелое и острое искусство. Двадцать с лишним молодых русских художников съехались в Варшаву делать вместе выставку «Angry Birds». Музей современного искусства дал им полную свободу действий, чтобы показать, что в России сейчас главную роль играет самоорганизация.
На днях Путин в очередной раз выиграл выборы. Это, скорее всего, не будет иметь особого влияния на содержание выставки, т.к. никто и не предполагал, что будет иначе. Но для России сейчас, и особенно для этих двадцатилетних молодых людей, которые приедут в Варшаву, наступил, несомненно, особый момент.
Еще в октябре прошлого года, когда варшавский Музей современного искусства делал свой проект в Москве, всепоглощающим настроением там было равнодушие и убежденность, что ничего нельзя сделать. «Мы поехали туда в рамках польского председательства в ЕС. Мы не хотели устраивать традиционную выставку и показывать «вот как великолепна польская культура». Нам больше хотелось познакомиться с местными художественными кругами, завязать реальное сотрудничество, что-то узнать», - рассказывает директор музея Иоанна Мытковска (Joanna Mytkowska). «Мы приехали в Москву с таким убеждением (которое мы воплощаем в жизнь в рамках фестиваля "Варшава строится"), что благодаря небольшим шагам и гражданской активности возможны любые перемены. И мы столкнулись со стеной. Все объясняли нам, что здесь не так, что мы ничего не понимаем», - вспоминает она.
Когда в 1999 году Путин одержал победу на выборах, изменилось, действительно, многое. За критическое, гражданственное искусство, демонстрируемое в общественном пространстве, можно было попасть в тюрьму. Сфера свободы уменьшилась. Бал правила художественная продукция, финансируемая олигархами (самое яркое воплощение этого явления - галерея «Гараж» Даши Жуковой, подруги миллиардера Романа Абрамовича, где выставляется высококлассное искусство, импортируемое из Нью-Йорка). На другом полюсе находилось искусство радикальное, отчаявшееся, уличные акции группы «Война», как, например, нарисованный ими в 2010 году на разводном мосту в Петербурге пенис, поднявшийся на несколько часов перед зданием Федеральной службы безопасности.
Среднего варианта искусства не существовало, а художники не получали поддержки в государственных учреждениях, не идентифицировали себя с ними. Поэтому в рамках проекта «Аудитория Москва» варшавский Музей современного искусства арендовал в российской столице независимую площадку и предложил устроить дискуссии о городе и воркшопы по созданию гипотетического культурного института.
Не прошло и года, как люди вышли на улицы. Внезапно те же самые художники и кураторы, которые еще в октябре говорили, что ничего нельзя сделать, поверили в свои силы и начали публично изливать свою фрустрацию. 20-летние художники тоже пошли на Болотную площадь. Для них это было естественным продолжением протестов, прокатившихся по миру, и в первую очередь на Ближнем Востоке: революции молодых против истеблишмента.
Название открывающейся 15 марта выставки - «Angry Birds» - прекрасно выражает эти настроения. Оно отсылает к популярной мобильной игре, в которой птицы (молодежь) воюют со свиньями (истеблишментом) за украденные яйца (будущее).
Это поколение, которое уже успело застать критическое искусство течения «Войны». Продолжателем этой традиции можно, с уверенность, назвать 30-летнего Давида Тер-Оганьяна – куратора варшавской выставки. Его группа «Радек» стала известна после акции, устроенной вместе с Анатолием Осмоловским в 1999 году, когда они приняли участие в предвыборной кампании, зарегистрировавшись как комитет «Против всех партий». Благодаря такой акции избиратели могли поставить в избирательном бюллетене «галочку» напротив такой формулировки.
«Ситуация в Москве сейчас не такая, как была несколько месяцев назад, но она еще очень изменчива. Поэтому мы не хотели заявлять точную программу этой выставки. Мы отдаем поле действий художникам и будем наблюдать, что получится. Мы рассчитываем, что обстановка будет очень живой», - говорит Иоанна Мытковска. Много работ художники создадут прямо на месте, они готовят специальные акции для вернисажа и, в целом, не будут показывать много политического искусства в прямом смысле этого слова, потому что ассоциируют свободу, скорее, со свободой высказывания и самовыражения. Но скучно наверняка не будет. Давид Тер-Оганьян разольет десятки литров кока-колы, а мы будем ходить по этому липкому и засыпанному осколками бутылок полу. Валя Фетисов выдаст нам специальные очки, в которые мы сможем посмотреть на самих себя на записях камер слежения. Эрик Биндер (Eryk Binder) нарисует граффити растопленными сладостями. Ирина Корина сделает огородные пугала из материалов, ассоциирующихся с эмигрантами из Узбекистана и Таджикистана, которые убирают московские улицы. А Иван Бражкин предложит нам присоединитсья к «Rebel karaoke» и даст возможность покричать лозунги с недавних демонстраций по всему миру. Так что каждый из нас сможет во все горло проорать на русском «Россия без Путина!»