Одной из главных движущих сил антипутинского движения протеста является стремление побороть коррупцию - явление настолько серьезное, что даже люди из Кремля признают: ситуация явно вышла из-под контроля. Алексей Навальный, который, согласно версии западных СМИ, стал одним из лидеров оппозиции, сначала был известен как активный борец с коррупцией в тех компаниях, акциями которых он владел. Он эффективно использовал интернет и новые технологии социальных сетей для сбора информации из осведомленных источников и для ознакомления с результатами своих исследований самой широкой аудитории. Его кампания была в определенной степени успешной, он обрел вес и популярность, ибо тема коррупции находит широкий отклик у российской общественности, которой надоело воровство властей.
Коррупция это идеальная тема, на которой может сосредоточиться российская оппозиция, так как все члены неоднородной и разношерстной антипутинской коалиции согласны с тем, что с ней необходимо бороться более активно. Коммунисты, либералы и националисты, выходившие в Москве на митинги в последние месяцы, мало в чем соглашаются между собой, но они единодушны в мнении о том, что государственным чиновникам нельзя позволять обогащаться за счет государственной кормушки. Более того, оппозиция и значительная часть западных аналитиков, занимающихся Россией, в целом согласны с тем, что с укреплением демократии страна быстро добьется успехов в борьбе с коррупцией. С их точки зрения, основная причина коррупции это самовластный характер Кремля (а не структурные изменения, возникшие на этапе перехода от командной экономики).
Читайте также: Чехи и словаки о митингах в России
Но так ли это на самом деле? Действительно ли демократические страны обязательно добиваются существенных успехов в преодолении коррупции на высоком уровне? Действительно ли свободные и открытые выборы автоматически ведут к сокращению злоупотреблений властью?
Интересный пример тех огромных трудностей, которые стоят на пути искоренения коррупции в посткоммунистическую эпоху, подает Словакия. Эта страна добилась больших успехов - не только потому что ушла от командной экономической системы, а относительно недавно и от псевдо-автократического правления с отставкой ее властного премьер-министра Владимира Мечьяра (Vladimir Meciar) в 1998 году, но и потому что она является членом Евросоюза с хорошей репутацией и осуществила гораздо более всесторонние политические и правовые реформы, чем Россия может осуществить хотя бы в отдаленном будущем. Я искренне надеюсь, что российское правительство, отвечая на давление со стороны общества, станет более открытым и прозрачным. Но учитывая сегодняшнее несоответствие в показателях работы государственных институтов, вряд ли стоит ожидать, что Кремль хотя бы в далекой перспективе выйдет на тот уровень эффективности государственного управления, которого достигла Словакия.
Действительно, ситуация в этой стране неоспоримо улучшилась по сравнению с серединой 1990-х годов, однако словацким властям по-прежнему досаждает широко распространенная коррупция, существующая на всех уровнях. Прошло почти 14 лет с тех пор, как она решительно развернулась в сторону демократизации и политико-экономической либерализации. Однако коррупция в Словакии остается настолько серьезной проблемой, что она стала ключевым вопросом, определившим исход состоявшихся в прошлые выходные парламентских выборов. Левый популист Роберто Фицо (Roberto Fico) на волне народного возмущения и негодования по поводу коррупции во власти одержал самую уверенную победу на выборах за все время с момента "бархатного развода" в 1993 году. Превосходное в целом резюме этим событиям представляет на своих страницах Ecnomist:
Еще по теме: Что ждет Словакию?
Коррупция держала в тисках общественную жизнь…В декабре была утечка в виде файла под кодовым названием Gorilla, данные из которого были якобы основаны на разведывательной информации, собранной словацкими спецслужбами в 2005-2006 годах во время проведения операции по прослушиванию телефонов под одноименным с файлом кодовым названием. Это привело к утверждениям о том, что ведущие словацкие бизнесмены и иностранные инвесторы платили чиновникам многомиллионные взятки за получение государственных заказов и контрактов на приватизацию… В январе появилось новая разоблачительная информация с более приличным названием Sea-flower (Актиния). Она вызвала подозрения в том, что депутатам парламента предлагались взятки, причем в некоторых случаях на сотни тысяч евро, в обмен на лояльность коалиции во время шумного парламентского голосования по кандидатуре нового генерального прокурора…
Расследования по этим утечкам продолжаются. Но многие словаки свое решение уже приняли. Тысячи людей вышли на улицы столицы страны Братиславы и других городов, требуя, чтобы "гориллы" в политике поголовно ушли в отставку. Чтобы четко довести свою мысль, они забросали парламент и правительственные здания бананами и яйцами.
Как стало ясно, словаки совершенно не удовлетворены уровнем прозрачности и честности своего бесспорно демократического правительства. На самом деле, в Братиславе в вечер выборов был даже небольшой бунт, когда сотни молодых людей забросали полицию гнилыми фруктами и камнями, а также попытались взять штурмом парламент. Их пришлось разгонять силой с применением слезоточивого газа и дубинок. Десятки человек были арестованы (западные СМИ почему-то даже глазом не моргнули, глядя на такое отнюдь не любезное обращение с участниками несанкционированного протеста).
Читайте также: Новая Европа. Феномен Словакии
Но почему все это так важно? Хочу ли я сказать, что людям надо просто принимать коррупцию как "часть игры" и отказываться от своих наивных надежд? Конечно, нет. Я ни в коем случае не за безразличие. Никто, ни в одной стране мира не должен безразлично пожимать плечами и мириться с масштабной коррупцией, со злоупотреблениями властей и с набиванием карманов взятками, соглашаясь с тем, что это неизбежная составляющая политики. Наверное, полностью устранить все до единого проявления коррупции в политической системе невозможно, но свести ее к минимуму и отбить от нее охоту - это вполне достижимо. На самом деле, широко распространенный цинизм лишь способствует усилению коррупции, превращая ее в нормальное и обыденное явление, и позволяет ей все глубже укореняться в обществе. Словаки, как и русские, вполне справедливо проявляют свое недовольство и отвращение по поводу поведения вороватых бюрократов, и я желаю им всяческих успехов в их борьбе.
Смотрите по теме: Уровень коррупции в разных странах мира
Как мне кажется, крайне важный урок для зарождающейся российской оппозиции состоит в том, что борьба с коррупцией невероятно трудна, и добиться результата можно лишь неослабным вниманием к этой проблеме и действиями пытливой, активной, скептически настроенной и требовательной общественности. Магического лекарства для излечения этой болезни не существует. Нет и коротких путей, способных мгновенно заставить коррумпированных чиновников и депутатов начать действовать на благо общества. Как показывает опыт Словакии, для достижения успеха даже при самых благоприятных обстоятельствах могут понадобиться десятилетия. Готов ли Навальный со своими сподвижниками к такой длительной борьбе? У меня есть определенные сомнения. Сосредоточив все свое неослабное внимание на Владимире Путине, они, похоже, думают, что проблема сводится к одному человеку или к узкому кругу людей. Но конечно же, это не так. Многие словаки думали, что проблема это Мечьяр. Но его нет уже более десяти лет, а проблема коррупции продолжает давать метастазы. Похоже, это очевидно, но добиться прогресса и изменений будет трудно. И россиянам надо твердо это усвоить.