Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что означает для Вашингтона возвращение Путина

© коллаж ИноСМИПутин и США
Путин и США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главным российским собеседником Вашингтона на протяжении четырех лет был молодой и покладистый Дмитрий Медведев. Однако прошедшие выборы подтвердили, что американским дипломатам скоро снова придется иметь дело напрямую с Владимиром Путиным. Что означает его возвращение для российской внешней политики и как следует Вашингтону изменить свой подход теперь, когда на переговорах напротив будет сидеть не Медведев, а Путин?

Главным российским собеседником Вашингтона на протяжении четырех лет был молодой и покладистый Дмитрий Медведев. Однако прошедшие на прошлой неделе выборы подтвердили, что американским дипломатам скоро снова придется иметь дело напрямую с Владимиром Путиным. Что означает возвращение Путина для российской внешней политики и как следует Вашингтону изменить свой подход теперь, когда на переговорах напротив будет сидеть не Медведев, а Путин?

Несмотря на язвительную антиамериканскую риторику предвыборной кампании Путина и на трения, возникшие в американо-российских отношениях в конце предыдущего периода пребывания Путина в Кремле, у Вашингтона есть возможность сохранить с Россией хорошие и взаимовыгодные отношения и во время путинского второго акта. Для этого необходимо выработать платформу, которая будет фокусироваться на взаимных интересах сторон и позволит вывести отношения из тупика, связанного с такими вопросами, как противоракетная оборона и внутренняя политика России. Так как в преддверии 2014 года Соединенные Штаты ускоряют вывод своих войск из Афганистана, для начала Америке и России следовало бы сфокусироваться на региональной безопасности в Афганистане и в Средней Азии.

Еще по теме: Запад не решается записать Путина в диктаторы

С точки зрения Путина


Несмотря на яростную антиамериканскую риторику своей предвыборной кампании, Путин остается человеком, с которым Вашингтон может иметь дело. Хотя в последние четыре года Путин избегал повседневного вмешательства во внешнеполитические вопросы, он оставался старшим партнером в российском «правящем тандеме», и это означало, что Медведев редко мог принимать решения, идущие вразрез с его позицией. Скажем, объявленная в начале 2009 года президентами Медведевым и Обамой «перезагрузка» отношений между Россией и Америкой не могла бы воплотиться в жизнь без согласия Путина. Другие ключевые решения также, безусловно, требовали одобрения со стороны премьер-министра. В том числе он должен был одобрить осуществленное в июне 2010 года ужесточение санкций ООН в отношении Ирана и решение разрешить транзит американских грузов через российскую территорию в рамках Северной распределительной сети – системы маршрутов для доставки грузов в Афганистан в обход Пакистана.

Резкость предвыборной риторики Путина не должна заслонять тот факт, что он давно признает важность хороших отношений с Соединенными Штатами и считает, что поддерживать их – в национальных интересах России, если Вашингтон будет готов относиться к Москве как к равному партнеру (чего он, по мнению Путина, зачастую не делает). В своей длинной статье, опубликованной 27 февраля в газете «Московские новости», Путин подчеркнул: «В отношениях с США мы были бы готовы пойти действительно далеко, совершить качественный прорыв, однако при условии, что американцы на деле будут руководствоваться принципами равноправного и взаимоуважительного партнерства».

Еще по теме: Белый дом продолжит сотрудничество с Россией и при Путине

Западные эксперты, анализируя статью Путина в «Московских новостях», фокусировались на его критике в адрес Соединенных Штатов, которые Путин обвиняет в том, что их военное вмешательство в Ливии и угрозы аналогичных операций в Сирии и в Иране подрывают российскую безопасность и мировую стабильность. Путин долгое время выражал недовольство тем, что, как он считает, Запад проявляет недостаточно уважения к интересам России и к ее статусу крупной державы. С его точки зрения, Москва в последние двадцать лет пошла на значительные уступки: согласилась с выходом США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны и с вступлением в НАТО прибалтийских стран, смирилась с военным присутствием США в Средней Азии, пожертвовала своими финансовыми и стратегическими интересами в Иране ради того, чтобы единым фронтом с Америкой выступить против ядерной программы Тегерана. Однако Вашингтон продолжает предъявлять новые требования, не принимая при этом во внимание российские интересы, которые требуют уважать верховенство Совета безопасности ООН в вопросах войны и мира, поддерживать стратегическую стабильность в ядерной сфере и – самое главное – уважать ведущую роль России на постсоветском пространстве.

Статья Путина и его предвыборные заявления предлагают Соединенным Штатам выбор: сотрудничество, основанное на взаимном уважении, или соперничество с нулевой суммой. На фоне растущей нестабильности на Ближнем Востоке, ослабления Европейского Союза и трудностей стратегической переориентации на азиатское направление Соединенные Штаты нуждаются в продуктивных - в широком смысле - отношениях с Россией—что в свою очередь означает именно тот тип сотрудничества, который предлагает Путин.

Новая платформа


Одна из главных проблем – это отсутствие позитивной платформы для сотрудничества. Основные цели, ставившиеся в последние годы – новый договор о СНВ, ужесточение санкций ООН в отношении Ирана, вступление России в ВТО, снижение соперничества на постсоветском пространстве, - в основном достигнуты. Расширение экономического сотрудничества, конечно, соответствовало бы интересам обеих стран. Однако даже если оставить в стороне необходимость убедить Конгресс установить с Россией режим «постоянных нормальных торговых отношений», выстраивание экономических связей все равно останется долгим процессом. Попытки увеличить прозрачность и начать прямое сотрудничество в области противоракетной обороны, которые предпринимала администрация Обамы, стремясь улучшить отношения в сфере безопасности, похоже, зашли в тупик.

Еще по теме: Маккейн считает, что "дни Путина сочтены"

Между тем в более кратковременной перспективе Вашингтон и Москва всерьез нуждаются в том, чтобы сотрудничать в Афганистане и в соседних с ним странах Средней Азии. Хотя Москву давно тревожат заигрывания Вашингтона со среднеазиатскими правительствами в свете военного присутствия США в Афганистане, Путин и другие российские лидеры понимают, что борьба с талибами, в которой инициативы США в Средней Азии играют свою роль, помогает защищать Россию от распространения радикализма и преступности. Россия, как и некоторые ее соседи, входит в число ключевых партнеров США по Северной распределительной сети. Сейчас Москва, долгое время выступавшая против американского присутствия в регионе, призывает Соединенные Штаты пересмотреть сроки ухода из Афганистана и остаться в стране после 2014 года.



Сроки администрация Обамы вряд ли пересмотрит, однако ей следует начать интенсивный диалог с русскими о региональной безопасности во время и после ухода. Россия уже согласилась создать на своей территории (в Ульяновске) перевалочный пункт, который будет использоваться во время вывода войск. В дальнейшем главными задачами России в регионе будет ограничивать приток афганских наркотиков через свою границу и обеспечивать безопасность светских режимов Средней Азии. Соединенные Штаты также заинтересованы в том, чтобы Средняя Азия не стала источником радикализма и нестабильности, однако после ухода из Афганистана у них будет меньше возможностей влиять на события. Именно поэтому Вашингтону необходимо совместно с Москвой разработать концепцию региональной безопасности после 2014 года. Эта концепция должна будет уделять особое внимание проблемам безопасности границ, обучения и снабжения сил безопасности, борьбы с наркотиками и экономического развития региона и Россия должна играть во всем этом серьезную роль. На фоне отсутствия реальной позитивной платформы для российско-американского сотрудничества, возможность фокусироваться на проблемах безопасности Средней Азии может позволить сторонам отойти от контрпродуктивных конфликтов из-за противоракетной обороны или проблем Ближнего Востока, которые слишком долго занимали ключевое место в отношениях между Россией и США.

Еще по теме: Выборы Путина и Запад - прагматизм и отсутствие веры в Россию

Американское руководство не должно питать иллюзий относительно сотрудничества с путинской Россией. Взаимодействие с ней будет основано не на общих ценностях, а на преследовании общих интересов в тех областях, в которых они существуют, в сочетании с открытыми разногласиями в других областях — в том числе, касающихся внутренних российских дел. Переизбрание Путина явно не обошлось без фальсификаций, однако, несмотря на это, его, по-видимому, все равно поддерживает большинство россиян – пусть на деле он получил и несколько меньше голосов, чем официальные 63,6 %. Сравнительно небольшой масштаб прошедших после выборов акций протеста только подчеркивает, что - вразрез со многими звучавшими на Западе прогнозами - Путин по-прежнему крепко держит власть – по крайней мере, пока. Разумеется, ситуация может измениться, причем непредсказуемым образом. Поэтому Вашингтону необходимо отдельно концентрироваться на таких сферах, как безопасность в Средней Азии, сотрудничество с Америкой в которых будет в интересах Москвы при любом развитии событий в самой России.

Американским официальным лицам следует продолжать поддерживать контакты с оппозицией и в открытую признавать недостатки российского избирательного процесса. Однако Соединенным Штатам придется работать с тем российским правительством, которое есть, а не с тем, которое бы нравилось Америке. Именно поэтому американо-российские отношения требуют наличия разделяемой обеими сторонами платформы сотрудничества, независимо от того, кто будет сидеть за столом переговоров.

Джеффри Манкофф – внештатный сотрудник программы «Россия и Евразия» Центра стратегических и международных исследований и приглашенный исследователь при нью-йоркском Колумбийском университете. В 2010–2011годах он был экспертом по международным проблемам Совета по международным отношениям и работал в Бюро по делам России и Евразии Госдепартамента США.