В Латинской Америке ведется обсуждение одного из самых главных вопросов в ее истории: будущее вооруженных сил. Вопрос приобрел особую важность в силу двух причин: малой вероятности войн или государственных переворотов и возрастающей опасностью со стороны наркомафии и организованной преступности. Мексика, Гондурас и Гватемала направили свои воинские части на борьбу с наркторговлей, последовав таким образом примеру Колумбии и Перу, которые практикуют это вот уже несколько лет. Бразилия использует военных для выселения обитателей фавел (городских трущоб) и срыва забастовок полицейских, а Аргентина уже давно возложила на военизированное формирование задачи обеспечения безопасности в провинции Буэнос-Айрес ввиду роста коррупции в местной полицейской среде. Это же силовое ведомство - жандармерия – оказалось сейчас вовлеченным в слежку за политиками и руководителями общественных организаций. Споры по поводу роли вооруженных сил касаются не только Латинской Америки, но также промышленно развитых государств. На встрече глав государств по вопросам борьбы с терроризмом, состоявшейся в Мадриде в марте 2005 года, договорились о том, в каких случаях можно использовать военных для борьбы с преступностью: когда сил безопасности не хватает для борьбы с угрозой, для укрепления границ во взаимодействии с армиями других государств, а также в случаях, когда угроза исходит с территории стран, неспособных к самостоятельным действиям по ее нейтрализации.
Поддержка сил безопасности со стороны военных значительно возросла в латиноамериканских странах, хотя тут надо сделать оговорку поскольку на нашем континенте образ вооруженных сил все еще ассоциируется с репрессиями 70-80-х годов прошлого века, а последняя угроза войны (между Венесуэлой и Колумбией) и последний государственный переворот (Гондурас) произошли менее четырех лет тому назад.
«Армии предназначены для ведения войн. Борьба с преступностью и, в первую очередь, с наркоторговлей, требуют такой подготовки и технических средств, которых у военных нет. Привлечение армейских подразделений для борьбы с распространением наркотиков предполагает внесение изменений в саму военную доктрину, в задачи военных, в философию использования вооруженных сил», говорит Эрнан Кастильо (Hernán Castillo), заведующий кафедрой и эксперт по военным вопросам в Университете имени Симона Боливара (Венесуэла). «Я считаю, что когда оргпреступность и незаконные вооруженные формирования действуют заодно, необходимо привлекать армейские подразделения. Следует гибко использовать имеющиеся в распоряжении каждого государства ресурсы, чтобы сокрушить наркомафию и свести к минимуму тот ущерб, который она может причинить обществу», добавил военный эксперт.
Большинство экспертов делают особый упор на различие в борьбе с преступностью в городских условиях и в сельской местности. Все они считают целесообразным участие военных в операциях в сельской местности, и очень немногие поддерживают их проведение в городских условиях. «В Колумбии отмечен наибольший объем незаконной наркоторговли, и после 47 лет борьбы после бандитских группировок стало очевидно, что наркобизнес превосходит возможности полиции по его сдерживанию. Преступная деятельность в районах, удаленных от крупных городов, вдоль слабоохраняемых границ, где присутствие государства всегда было недостаточным, создала условия для ускоренного роста наркоторговли. В таких странах, как Колумбия и Перу невозможно бороться с преступностью, не привлекая к этому вооруженные силы», считает полковник в отставке военной разведки Колумбии Мичель Мартинес (Michel Martínez).
«Участие мексиканской армии, несмотря на ее успехи в борьбе наркоторговлей, выглядит скорее импровизацией. У мексиканцев отсутствует четкая стратегия и долгосрочный план действий. До настоящего времени часть проводимых операций основывалась прежде всего на использовании военной разведки, агентурной работе, внедрении своих сотрудников в среду наркоторговли. С другой стороны, главная цель состоит в уничтожении главарей преступных групп, что гораздо важнее разрушения организационной основы, связей, каналов сбыта наркотиков», добавляет Мартинес. «На начальном этапе эту борьбу должны вести полицейские силы, но мексиканское государство решило привлечь к этому военных, несмотря на то, что война в первую очередь разворачивается в городской местности».
В ноябре 2010 года, во время совещания министров обороны латиноамериканских стран, на котором не были представлены лишь Куба и Гондурас, был провозглашен принцип прозрачности военных расходов и использования вооруженных сил в случае гуманитарных катастроф и стихийных бедствий, а также рассмотрен вопрос об их участии в миротворческих операциях. Разграничение вопросов безопасности и обороны было отложено на последующие заседания. Но при этом в плане развития вооруженных сил Бразилии на ближайшие 20 лет говорится о возможности привлечения армейских подразделений для борьбы с внутренними угрозами, которые не под силу полиции.
Бразилец Элиезер Риццо де Оливейра (Eliézer Rizzo de Oliveira), автор книг по вопросам обороны и демократии, преподающий в Университете Кампинас (Campinas), считает, что военные операции по борьбе с преступностью должны проходить под контролем гражданских властей и при участии наблюдателей ООН или Организации американских государств (ОАГ). Кроме того, он убежден, что будущие командиры воинских частей должны также иметь более сбалансированное военно-гражданское образование. За военной реформа, которую начала проводить Бразилия в годы правления президента Лулы, с немалым интересом наблюдают соседние страны. Во-первых очередь, в силу той роли, которую играет эта страна как региональная держава; и во-вторых, в силу самого масштаба преобразований.
Помимо усиления мощи сухопутных и военно-морских сил в целях охраны природных ресурсов –в особенности, морских нефтяных месторождений-, Бразилия наращивает обучение специальных частей, в задачи которых входит наблюдение за бассейном Амазонки. Кроме того, она передислоцирует костяк своих воинских частей из южной, промышленно развитой части Бразилии, давшей начало современному государству, созданному Жетулио Варгасом (Getulio Vargas), в центр страны. Помимо этой передислокации, воинские части должны стать более гибкими и мобильными. Аргентина также разработала свой план реформы Вооруженных Сил под названием «Аргентинская армия 2025» (Ejército Argentino 2025), включающий в себя изменения в стратегии, организации и функциях. Тем не менее, в настоящее время еще нет информации, на основе которой можно было бы составить представление о конкретных целях этой реформы.
Аргентина является одной из немногих стран, где есть такие военизированные формирования как Жандармерия (Gendarmería) и береговая охрана, созданные по образу и подобию французской жандармерии, испанской Гражданской Гвардии и итальянского корпуса карабинеров. Они участвуют в решении задач внутренней безопасности и пользуются лучшей репутацией, чем полиция. Но недавно Жандармерия оказалась связанной со слежкой за политическими и общественными деятелями, что свидетельствует о высокой подверженности коррупции военных, борющихся с преступностью.
Немало латиноамериканских экспертов полагают, что одним из возможных путей является создание подобных военизированных формирований с большим упором на полицейские методы борьбы. При этом они должны быть менее подвержены коррупции. Другие считают, что лучше инвестировать в развитие сил специального назначения внутри органов безопасности, как, например, Батальон специальных полицейских операций в Бразилии, снискавший славу благодаря кинокартине «Отборные войска». В любом случае, речь пойдет о создании промежуточных формирований, способных проводить расследование, внедрения, разведки, то есть ключевых задач для борьбы с исполнительной и финансовой структурой преступных групп.
Один испанский офицер, участник боевых действий на Балканах и в Афганистане, в настоящее время находящийся на задании в Южной Америке, объясняет роль армейских частей в борьбе с преступностью весьма просто: «В Афганистане при решении определенных задач, в основном разведывательного характера, от нас требуют в том числе и чисто полицейских навыков, рассматривая это как важный элемент в борьбе с бандитами. Например, вскрыть места производства и каналы распространения опиума, торговли оружием, расследовать случаи политической коррупции. И должен признаться, что в этих вопросах мы особых успехов не достигли. Когда я там находился, то мне часто приходила в голову мысль о том, чтобы научиться есть суп с помощью ножа. Вооруженные силы представляют собой вилку, нож, но, сколько бы нас ни совали в миску с супом, ложкой мы от этого не станем».
Реформа вооруженных сил является для Латинской Америки одним из главных вызовов за ее 200-летнюю историю ее независимости. Американец Роберт Шейна (Robert Scheina), крупный эксперт в области латиноамериканских конфликтов, разделяет военную историю континента на два этапа: этап полководцев, простирающийся от революции на Гаити до войны 1898 году между Испанией и США; и этап профессиональных военных, начавшийся с интервенции США в Панаме и продолжающийся по сей день в форме войны против наркомафии в Колумбии. Исходя из всего вышеизложенного, третий этап пройдет под знаком использования вооруженных сил для борьбы против оргпреступности на всем континенте.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
tefitefitefi
Интересно убедиться в том, насколько устарели определенные государственные институты, в данном случае армии латиноамериканских государств. Я согласен с автором статьи в том, что в Латинской Америке не ожидается войн и нет признаков государственных переворотов, которые могли бы быть совершены собственно военными с целью захвата власти, либо для защиты правительства от попытки его свержения. Ввиду разгула организованной преступности и наркоторговли вполне логичным будет поставить вопрос о том вкладе, который могли бы внести в борьбу с ними армейские части. К счастью или, наоборот, к несчастью, XXI век принес с собой очевидные перемены в Латинскую Америку, а армия, как государственный институт, похоже, застряла где-то между XIX и XX веками, став ни на что не способной, никчемной и бессмысленной, как Швейцарская гвардия в Ватикане. Много помпезности, блеска, но весьма незначительное (или никакое) участие в решении проблем окружающей действительности.