Рыночная стоимость Goldman Sachs Group Inc. уменьшилась на 2,15 миллиарда долларов после того, как один из его сотрудников раскритиковал в печати отношение компании к клиентам, а также управленческий стиль ее генерального директора Ллойда Бланкфейна (Lloyd C. Blankfein), вызвав шумиху на Уолл-стрит.
Акции банка вчера на торгах в Нью-Йорке упали на 3,4%. Таким образом, после того, как сотрудник лондонского отделения Goldman Sachs Грег Смит (Greg Smith) опубликовал в New York Times свои обвинения, фирма заняла третье место по величине падения в списке из 81 финансовой компании, включенной в индекс Standard & Poor’s 500.
Смит, написавший, что он увольняется после 12 лет работы в банке, обвинил 57-летнего Бланкфейна и 51-летнего президента Гэри Кона (Gary D. Cohn) в «понижении моральных критериев компании». В ответ они направили записку действующим и бывшим сотрудникам компании, в которой заявили, что утверждения Смита не отражают ценности банка, его культуру и то, «что большинство людей в Goldman Sachs думают о фирме и о работе, которую она ведет в интересах клиентов».
Бывший председатель правления Федеральной резервной системы 84-летний Пол Волкер (Paul Volcker), предложенное которым «Правило Волкера» должно запретить таким банкам, как нью-йоркский Goldman Sachs, вести торговые операции за счет собственных средств, назвал статью Смита «сильной и радикальной». «Я боюсь, что это бизнес, который ведет к множеству конфликтов интересов», - заявил Волкер на конференции в Вашингтоне, проводившейся при поддержке Atlantic.
Вчера акции Goldman Sachs упали на 4,17 доллара - до 120,37 доллара. Тем не менее, в общей сложности за этот год они все равно выросли на 33 %. Сегодня на торгах в Германии к 11:16 акции подорожали на 0,7%- до 121,20 доллара.
Пресс-секретарь Goldman Sachs в Нью-Йорке Дэвид Уэллс (David Wells) отказался добавить что-либо к содержанию записки Кона и Бланкфейна и ранее распространенного по электронной почте заявления, в которой банк подчеркнул, что он не согласен с взглядами, выраженными в статье.
Иск о мошенничестве
Руководство Goldman Sachs не изменило свое поведение даже после того, как фирма выплатила 550 миллионов долларов штрафа Комиссии по ценным бумагам и биржам, чтобы та отозвала иск о мошенничестве. Не помогло и то, что постоянный подкомитет Сената США по расследованиям обвинил Goldman Sachs в обмане клиентов, пишет Смит. При этом компания опубликовала в январе 2011 года доклад с 39 рекомендациями по улучшению бизнес-практик и подхода к клиентам.
«За последние 12 месяцев я был свидетелем того, как пять разных управляющих директоров называли своих собственных клиентов “идиотами” - иногда даже по внутренней электронной почте, - пишет Смит. – Меня удивляет, как плохо высшее руководство понимает простую истину: если клиент тебе не доверяет, то он в какой-то момент перестанет вести с тобой дела».
Статья разошлась по Уолл-стрит через электронную почту. Один из сотрудников Merrill Lynch, конкурирующего с Goldman Sachs подразделения Bank of America, рассказал, что его коллегам было приказано не посылать статью клиентам. Статья так же вызвала к жизни такие пародии, как «Дарт Вейдер: Почему я покидаю Империю» («Why I am leaving the Empire, by Darth Vader»), опубликованная thedailymash.co.uk, и «Ответ Goldman Sachs» («A Response from Goldman Sachs»), опубликованная borowitzreport.com.
«Удар»
«Это стало для них ударом, - считает Стефан Рамбоссон (Stephane Rambosson), управляющий партнер лондонского кадрового агентства Veni Partners, занимающегося подбором кандидатур на руководящие должности, и бывший сотрудник Citigroup Inc. – Репутация фирмы ухудшилась, и многие потенциальные перспективные клиенты сейчас задумываются, хотят ли они сотрудничать с Goldman».
Впрочем, судя по всему, на популярности фирмы у клиентов не сказались ни иск Комиссии по ценным бумагам, ни критика со стороны Сената, ни недавнее решение судьи суда справедливости штата Делавэр Лео Страйна (Leo Strine), осудившего поведение Goldman Sachs при одном из конфликтов интересов. По данным, собранным Bloomberg, в прошлом году Goldman Sachs обогнал остальные банки по доходам от консультирования компаний в области слияний и поглощений, а также выпуска акций.
Некоторые клиенты департамента Goldman Sachs по торговле ценными бумагами, в котором работал Смит, утверждают, что они всегда стараются с осторожностью иметь дело с банками с Уолл-стрит, так как осознают возможность конфликта интересов».
«Проституция в Вегасе»
«Не понимаю, что нового в заявлениях о том, что Goldman все больше заботится о прибыли и все меньше - об интересах клиентов, и что некоторые его сотрудники склонны выражаться грубо и неуважительно? – заметил в своем отправленном по электронной почте комментарии основатель хедж-фонда T2 Partners Уитни Тилсон (Whitney Tilson). - Наверное, следующим “шокирующим” заголовком будет: “Проституция в Вегасе, неужели?!”»
Смит был исполнительным директором в Лондоне – это аналог вице-президента в Нью-Йорке. На фирме работает почти 12 000 вице-президентов, и большинство из них заявили в ходе недавно проведенного внутреннего опроса, что банк предоставляет своим клиентам «услуги исключительного качества», указывают в своей записке Бланкфейн и Кон. Смит, продававший во время работы на фирму американские деривативны клиентам в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, не ответил на звонки с просьбами о комментарии.
Семь бывших партнеров и управляющих директоров Goldman Sachs – люди, занимавшие более высокие посты на фирме, чем вице-президент, - заявили в беседе с Bloomberg, что Смита не стоит принимать всерьез, так как он не занимал высокого места в иерархии банка и, возможно, был недоволен карьерой или зарплатой. Все они просили не называть в статье их имена, так как они не хотят портить свои отношения с фирмой.
Тем не менее, шесть из семи опрошенных заявили, что они согласны с критикой Смита в адрес того, как фирма стала относиться к клиентам при Бланкфейне и Коне, и что нынешнее правление банка тоже, вероятно, думает так же. При этом они полагают, что совет директоров не будет принимать никаких мер и ничего менять, так как фирма успешно зарабатывает деньги и сумела превзойти большинство конкурентов.
«На пьедестал»
«Возможно, он кое в чем прав, но зря он лезет на пьедестал, - заявил Джейсон Кеннеди (Jason Kennedy), глава лондонской рекрутинговой компании Kennedy Group. – Он 12 лет работал в Goldman Sachs, потому что ему нравилось работать в компании с именем - а еще, вероятно, потому что ему нравилась зарплата».
На Уолл-стрит, особенно в Goldman Sachs, не принято публично выступать против работодателей или бывших работодателей, говорит бывший партнер Goldman Sachs Рой Смит (Roy Smith), сейчас преподающий финансовые дисциплины в Школе бизнеса имени Стерна Нью-Йоркского университета.
«Кто наймет человека, который так поступает? – спрашивает он. - Отрасль неминуемо сплотит ряды против такого разоблачителя».
Торговля ценными бумагами
Смит (однофамилец автора статьи) считает, что культура Уолл-стрита изменилась, и торговля ценными бумагами стала для банков более важным источником дохода, чем консультирование компаний по слияниям и поглощениям и по инвестициям. Так Goldman Sachs получил 60 % выручки в 2011 году именно от торговли ценными бумагами.
По словам Смита, это диктует совсем другие отношения с клиентами. Клиент и фирма часто оказываются по разные стороны, что позволяет фирме получать прибыль в ущерб клиенту. Однако при этом все не так просто, как пишет автор статьи, утверждает он.
«Клиенты и партнеры обычно не глупее банка, и не позволяют ему грабить себя и с легкостью на этом наживаться», - отмечает он.
Хотя некоторые конкуренты критикуют Goldman Sachs, который до своего превращения в банк в 2008 году был самой рентабельной инвестиционной компанией в истории Уолл-стрит, на деле они зачастую мало от него отличаются.
То, о чем пишет Смит, «похоже, характерно, для многих банков по всему миру – если не для большинства из них, - полагает Том Киршмайер (Tom Kirchmaier), научный сотрудник группы по изучению финансовых рынков Лондонской школы экономики. – Впрочем, возможно, у Goldman, как у одного из наиболее успешных банков, эти тенденции принимают крайние формы».