Неправительственные организации надеются, что будущий президент России Владимир Путин не станет ужесточать законодательство, регулирующее их деятельность. Но они не удивятся, если это произойдет.
«Обязательно. Как без этого? Не расслабляйтесь!» - так Владимир Путин после победы на президентских выборах 4 марта ответил на вопрос журналистов, станет ли он закручивать гайки. Как сообщают информагентства, будущий глава государства произнес это с улыбкой. Однако не до смеха сейчас нидерландской неправительственной организации «Правовая инициатива по России», которая помогает оформлять жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В феврале 2011 года Минюст России исключил ее из реестра иностранных некоммерческих организаций (ИНКО). Попытки восстановить статус в течение года оказались безуспешными.
«Фактически сегодня мы не можем законно заниматься нашей деятельностью в России», - рассказала DW исполнительный директор организации Ванесса Коган. По ее словам, причиной было то, что организация вовремя не сдала отчет о своей работе. Коган признала, что Минюст действовал в рамках закона. В то же время, она сказала, что неудачные попытки восстановить регистрацию могут быть связаны с тем, что в министерстве недовольны работой организации. В Минюсте предположения о политической подоплеке отвергли.
Трудности регистрации
За развитием событий вокруг «Правовой инициативы по России» следят тысячи неправительственных организаций. «Конечно, эта организация была для правительства бельмом на глазу, как, впрочем, и другие», - считает Йенс Зигерт (Jens Siegert), глава московского представительства немецкого Фонда имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung). Он напомнил, что после вступления в силу в 2006 году нового закона о неправительственных организациях, им стало сложнее работать в России. Зигерт связывает это с реакцией на так называемые «цветные революции» на Украине и в Грузии.
С ним согласен и Штефан Мелле (Stefan Melle), исполнительный директор берлинской НПО Германо-российский обмен (Deutsch-Russischer Austausch) и член координационного комитета Гражданского форума ЕС - Россия. «Цветные революции вызвали в России, и особенно у Владимира Путина, большое отвращение и даже страх», - считает Мелле. По его мнению, «Путин убежден, что НПО лишь готовят смену власти в России, а управляют ими западные правительства».
Особенно усложнился процесс регистрации НПО, отмечает Ларс Петер Шмидт (Lars Peter Schmidt), глава московского представительства немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung). Он отметил, что несколько лет назад представительство фонда в России было вынуждено пройти процедуру перерегистрации, что осложнило его работу и обошлось в несколько тысяч евро. «Наш фонд может себе позволить нанять бухгалтерские компании, которые берут на себя бумажную работу, - отметил Шмидт. - Российским НПО, у которых нет таких финансовых возможностей, труднее, потому что закон установил высокие требования».
Немцам работать в России проще
В целом отношение российских властей к НПО зависит от их специализации, считает Штефан Мелле. «Те, кто занимается социальными или гуманитарными проектами, могут рассчитывать на поддержку, - отмечает он. - А есть области, в которых российское государство считает себя, по праву или нет, объектом "нападения", - это права человека, гражданские свободы и частично сфера экологии».
При этом немецким организациям работать в России проще, чем НПО из других стран, считает Ларс Петер Шмидт. И у Фонда имени Конрада Аденауэра, и у Фонда имени Генриха Бёлля нет проблем, говорят руководители их московских представительств. «Наши возможности работать без ограничений связаны с тесными политическими отношениями между Россией и Германией», - отметил Йенс Зигерт. По его словам, другое отношение в России к НПО из Великобритании или США. Зигерт напомнил о скандалах вокруг Британского совета (British Council). В конце 2007 года Россия потребовала закрытия представительств этой культурной организации в Санкт-Петербурге и в Екатеринбурге. Позднее руководитель петербургского филиала был временно задержан, а сотрудников допрашивала ФСБ.
От Путина ждут «взвешенных действий»
Возвращения Путина в Кремль представители неправительственных организаций ожидают со сдержанным оптимизмом. За неделю до президентских выборов Путин в одной из своих программных статей выступил против «псевдо-НПО», когда их «активность… финансируется и опекается внешними силами». Штефан Мелле не исключил, что эти слова могут привести к новому закручиванию гаек. Ларс Петер Шмидт рассчитывает на то, что этого не произойдет: «Я верю, что и без того узкие рамки, в которых приходится работать НПО, не станут еще более узкими».
Надеется на то, что ужесточения законодательства не будет, и Ольга Садовская, заместитель председателя Комитета против пыток из Нижнего Новгорода. Эта российская НПО, как и нидерландская «Правовая инициатива по России», оказывает помощь в оформлении жалоб в Европейский суд по правам человека. Садовская считает, что предвыборные заявления Путина были «политическими лозунгами». Став президентом, «он будет действовать более взвешенно».
«Несовершенный закон»
Садовская говорит, что ее организация работает сегодня без проблем, если не считать кампании в СМИ в 2008 году. Комитет против пыток тогда оказался в центре скандала вокруг сотрудника посольства Великобритании, которого российские власти обвинили в шпионаже. В сюжетах на российском телевидении подчеркивалось, что британское посольство финансирует неправительственные организации, а Комитет против пыток - один из главных получателей грантов. В то же время юридических претензий, по словам Садовской, никто не предъявлял.
Отчеты о деятельности и финансировании НПО она считает нормальной практикой, но отмечает, что закон несовершенен, и «есть несколько моментов, которые позволяют использовать его во вред». Например, возможность ликвидировать неправительственную организацию.