Администрация Обамы проводит "перезагрузку" с Россией и замалчивает обеспокоенность по поводу прав человека и демократии, предпочитая вместо этого заниматься приемлемыми для Кремля вопросами, такими как распространение ядерного оружия и торговля. Но теперь у сената появилась возможность восстановить баланс двусторонних отношений с Москвой.
Спустя несколько дней после того, как Владимир Путин при помощи манипуляций победил на выборах, президент Обама отреагировал призывом к сенату об отмене принятой в 1974 году поправке Джексона-Вэника, которая привязывает вопросы торговли к отношению Москвы к своим гражданам. Спор в Вашингтоне идет не о том, отменять или нет эту поправку, а о том, что делать после ее отмены.
Этим летом Россия должна вступить во Всемирную торговую организацию, и американские компании пострадают от применения поправки Джексона-Вэника, потому что она не дает США возможность установить нормальные торговые отношения с Россией. По правилам ВТО, Россия может в ответ наложить карательные пошлины. Даже лидеры российской оппозиции считают поправку устаревшей, об этом в четверг на страницах нашего издания писали Гарри Каспаров и Борис Немцов. Они выступают за отмену поправки. Мы тоже.
Но проблема в том, что Белый дом не хочет принимать никаких мер взамен поправки Джексона-Вэника, чтобы призывать Кремль к ответу за нарушения прав человека. Некоторые высокопоставленные сенаторы с этим не согласны и выступают за создание полноценной замены поправке.
Демократ из Мэриленда Бен Кардин (Ben Cardin) ратует за принятие закона, названного в честь Сергея Магнитского. Борец с коррупцией скончался в 2009 году в тюрьме. Закон предусматривает замораживание активов российских чиновников, причастных к нарушениям прав человека, а также запрещает им въезд в США.
На протяжении двух лет Белый дом срывает принятие закона Магнитского. Председатель сенатского комитета по международным отношениям Джон Керри (John Kerry), мечтающий о кресле госсекретаря во второй президентский срок Обамы, отказывается проводить слушания. Новый посол в России Майк Макфол на прошлой неделе назвал этот закон "ненужным", потому что Госдепартамент в прошлом году уже включил в черный визовый список некоторых российских чиновников. Он не стал упоминать о том, что сделано это было в ответ на давление сената в попытке упредить его действия. Не сказал он и о том, что в отличие от закона Магнитского, Госдепартамент не назвал публично имена лиц из черного списка, а также не запретил этим людям пользоваться банковской системой США.
Такая позиция не кажется логичной и здравой с политической точки зрения. Сенат, похоже, не согласится отменять поправку Джексона-Вэника без принятия закона Магнитского. В пятницу об этом встречном условии ясно заявили сенатор Кардин, республиканцы Джон Маккейн (John McCain), Роджер Уикер (Roger Wicker) и независимый сенатор Джо Либерман (Joe Lieberman).
Участие Кардина заслуживает особого внимания, поскольку это преданный демократ. Также заслуживает внимания и обещание Маккейна поддержать отмену поправки в случае принятия закона Магнитского. Маккейн может привлечь на свою сторону республиканцев, которые в настоящее время хотят сохранить поправку Джексона-Вэника. А у администрации все еще недостаточно голосов для ее отмены.
Нежелание Белого дома накладывать санкции на российских нарушителей прав человека указывает на крупные противоречия во взглядах на внешнеполитические вопросы. Будучи наследницей школы "реалистов", администрация Обамы протягивает руку диктаторам и приглушает разговоры о демократии и правах человека. Согласно ее точке зрения, теряющая свой глобальный вес и влияние Америка не может себе позволить раздражать этим авторитарные режимы.
Однако Америка всегда выступала на стороне бесправных и безвластных, и это давняя традиция обеих ее партий. Мы рады тому, что некоторые сенаторы хотят эту традицию сохранить.