Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Одиозные обязательства

Когда речь идет о Сирии, Россию и Китай не волнуют вопросы морали, но экономическая выгода волнует даже их. Так не помогут ли превентивные санкции усилить давление на Асада?

© коллаж ИноСМИРоссия, Китай и Сирия
Россия, Китай и Сирия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что Сирию осуждают многие из ее соседей по Ближнему Востоку, а также страны Европы и Америки, руки у международного сообщества остаются связанными и оно не может применить более жесткие меры, так как любые попытки провести их через ООН блокируют Россия и Китай. Между тем без международного единодушия долговременный эффект традиционных санкций значительно уменьшится. В частности, сирийскую нефть, возможно, захотят покупать азиатские НПЗ.

На прошлой неделе исполнился ровно год с момента начала волнений в Сирии, которые власть почти сразу же начала подавлять. Сейчас армия все активнее применяет против восставших городов танки и артиллерию. Погибли уже до 8000 человек, а почти четверть миллиона стали беженцами. Тем не менее, ООН по-прежнему не может ввести против Дамаска действенные санкции из-за сопротивления со стороны России, которая по-прежнему поставляет сирийскому режиму оружие, и Китая, который по-прежнему покупает у него нефть.

Однако есть одна хорошая новость – сейчас предлагается новый подход к санкциям, не требующий консенсуса в Совете безопасности ООН. Если провозгласить, что следующие правительства Сирии не будут обязаны выполнять заключенные режимом Асада контракты, это позволит оказать дополнительное давление на сирийское правительство, отчаянно нуждающееся во внешнем финансировании, чтобы укрепить свою экономику.

Читайте также: Режим Асада устоял за год волнений

Запад и Лига арабских государств уже ввели целый ряд санкций, в число которых входит запрет на импорт нефти из Сирии, запрет на инвестиции и замораживание активов. Есть основание полагать, что их эффект уже сказывается. До восстания крупнейшим импортером основного сирийского предмета экспорта – нефти – была Европа, и Сирии сейчас трудно находить альтернативные рынки. В настоящее время в стране продолжают работать несколько западных энергетических компаний, включая британскую Gulfsands Petroleum, Royal Dutch Shell и французскую Total, однако они прекратили разведку и не осуществляют новые вложения. Прямые иностранные инвестиции в Сирию, составлявшие в 2010 году 1,4 миллиарда долларов, упали в 2011 году до 500 миллионов долларов. По оценке Международного валютного фонда, в 2011 году сирийская экономика сократилась на 2%.

При этом, несмотря на то, что Сирию осуждают многие из ее соседей по Ближнему Востоку, а также страны Европы и Америки, руки у международного сообщества остаются связанными и оно не может применить более жесткие меры, так как любые попытки провести их через ООН блокируют Россия и Китай. Между тем без международного единодушия долговременный эффект традиционных санкций значительно уменьшится. В частности, сирийскую нефть, возможно, захотят покупать азиатские НПЗ, особенно если Дамаск сделает им скидку. Более того, в долгосрочной перспективе, если Асад удержится, приток инвестиций вполне может снова увеличиться. Скажем, Китайская национальная нефтегазовая корпорация, уже сейчас участвующая в сирийских проектах Shell, может решить начать самостоятельно вкладывать средства в эту страну.

Смотрите по теме: Добыча нефти в странах ОПЕК в 2010-2011

Но что, если все контракты, которые заключит в дальнейшем режим Асада, международная финансовая система будет считать не имеющими силы? По мнению моих коллег по Центру глобального развития Оуэна Бардера (Owen Barder) и Ким Эллиотт (Kim Elliott), Лиге арабских государств, Соединенным Штатам и Европе следует совместно провозгласить, что правительство, которое сменит режим Асада, будет вправе не исполнять условия любых контрактов, заключенных им с этого момента. Можно назвать это либо превентивными санкциями против контрактов, либо объявлением обязательств Асада одиозными, как вам будет угодно.



Это должно снизить для будущего легитимного сирийского правительства риски, связанные с отказом от уплаты по контрактам, которые заключил расстреливающий собственный народ режим. Традиционно правительства, приходящие к власти после нелегитимных режимов, не отказываются от данных предшественниками обязательств, так как им нужно получить репутацию надежного направления для инвестиций. Африканский национальный конгресс продолжил выплачивать долги в размере 23 миллиардов долларов, которые накопились у южноафриканского режима апартеида, опасаясь, что, если будет объявлен дефолт, это негативно скажется на способности ЮАР брать кредиты в дальнейшем. В 1979 году в никарагуанские сандинисты решили не отказываться от выплаты долгов правительства президента Анастасио Сомосы, грабившего страну в 1970-х годах. Причем не настраивать против себя западных капиталистов им посоветовал не кто иной, как сам Фидель Кастро.

Читайте также: Украина не будет оплачивать долги Тимошенко России
 
Что произойдет, если страны, законы которых используются, чтобы обеспечивать соблюдение условий большинства международных сделок (то есть Британия и Соединенные Штаты), а также другие страны Запада и Лига арабских государств заявят, что они будут считать любые заключенные правительством Асада контракты не имеющими законной силы? Тогда у новых инвесторов не будет оснований, если Сирия отвергнет эти контракты, относиться к ней хуже. И фирмам, которые сейчас думают подписать договоры с режимом Асада, рассчитывая, что в дальнейшем они будут соблюдаться, будет трудно настоять на соблюдении условий контрактов, которые будут считаться незаконными в ведущих финансовых центрах.

Особенно привлекательными превентивные санкции против контрактов делает то обстоятельство, что они – в отличие от действующих торговых санкций – будут работать, даже если многие страны откажутся поддерживать. Возьмем, например, желание России продолжать поставлять оружие Сирии. Если режим Асада хочет купить оружие, а Россия – единственная страна, которая готова это оружие продать, это только позволяет российским фирмам дороже торговать автоматами и патронами. Однако, если режим будет объявлен одиозным – пусть даже Россия к этому не присоединится, – то оружейным компаниям придется требовать предоплату (если они этого еще не делают). А если режиму Асаду потребуются иностранные инвестиции для строительства новой электростанции? Представим себе, что ведущие мировые финансовые центры признают новый строительный контракт только при условии, что новый легитимный режим решит его подтвердить. Это делало бы сделку крайне рискованной с точки зрения любой инвестиционной компании.

Еще по теме: Импорт оружия из России в Сирию резко возрос

Кроме того, санкции подобного рода означали бы, что западные суды больше нельзя будет использовать, чтобы обеспечивать конкурентное преимущество фирмам из стран, не присоединившихся к санкциям. По действующим правилам, американские и британские суды признают контракты между фирмами из США и Британии и Сирией не имеющими силы, однако российские и китайские компании, ведущие дела с сирийским режимом, по-прежнему могут отстаивать в Америке и Британии свои позиции в вопросах о контрактах. Превентивные санкции против контрактов уравняют правила игры, объявив не имеющими силы любые новые контракты, кто бы их ни подписывал.

Если чиновников и предпринимателей из стран, выступающих против санкций, не волнуют вопросы морали, то экономическая выгода волнует даже их. Специально замечу для тех, кого тревожит проблема нерушимости контрактных обязательств: если торговые санкции заставляют компании разрывать действующие контракты, то превентивные санкции против контрактов просто лишают будущие соглашения защиты закона.

Читайте также: Почему санкции ЕС против асадовской Сирии возымеют обратный эффект?

Основания считать, что сирийское правительство может оказаться особенно уязвимым для угрозы быть объявленным одиозным режимом, дает тот факт, что оно считает иностранные инвестиции в таких секторах, как инфраструктура, необходимыми для экономического будущего страны. До восстания Сирия активно убеждала иностранных инвесторов вкладываться в экономику за пределами нефтяного сектора, которая уже долгое время находится в упадке. В 2009 году страна создала фондовую биржу и разрешила иностранцам приобретать контрольные пакеты акций сирийских банков. В 2010 году режим поставил себе целью привлечь за пять лет 55 миллиардов долларов – то есть увеличить приток инвестиций примерно в пять раз. Сирия создала суверенный фонд благосостояния, чтобы облегчить создание совместных предприятий с участием местных и иностранных компаний. Страна также начала искать партнеров для участия в независимом энергетическом проекте к югу от Дамаска. В короткий список возможных участников уже были включены фирмы из Германии, Британии, Финляндии и Греции. На право получить лицензию, позволяющую стать третьим в стране оператором мобильной связи, претендовали пять компаний, в том числе France Telecom.

 У превентивных санкций против контрактов также есть одно дополнительное преимущество: их технически просто ввести. В Соединенных Штатах для этого достаточно действующих законов. Таким образом, причин медлить нет. Разумеется, новый сирийский режим из дипломатических соображений может счесть нужным соблюдать условия контрактов с китайскими и российскими компаниями, подписанных предыдущим правительством. Кроме того, возможно, нынешний режим находится в настолько отчаянном положении, что его не заставит изменить политику никакая международная экономическая изоляция. Однако президент Обама сейчас призывает международное сообщество воспользоваться «всеми инструментами», чтобы остановить резню в Сирии. Поэтому Лиге арабских государств, Соединенным Штатам и Европе следует признать новые сделки с преступным режимом Асада тем, чем они и являются – одиозными обязательствами.