Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Великолепная «Елена» Андрея Звягинцева – это не просто рассказ о России. Это один из самых значимых фильмов, созданных в последние годы в этой части Европы. На первый взгляд этот выдержанный в серой гамме фильм не слишком увлекателен, но после его просмотра сложно заснуть.

Великолепная «Елена» Андрея Звягинцева – это не просто рассказ о России. Это один из самых значимых фильмов, созданных в последние годы в этой части Европы. На первый взгляд этот выдержанный в серой гамме фильм не слишком увлекателен, но после его просмотра сложно заснуть.

В шикарной квартире живет немолодой обеспеченный мужчина. И его жена – полная простая женщина, будто бы не слишком подходящая к этому месту. Они познакомились несколько лет назад в больнице, где она работала медсестрой, а сейчас Елена стала его домработницей, кухаркой и иногда наложницей.

Мягкая добрая женщина терпит это унизительное положение и по-своему любит человека, с которым она связала свою жизнь. В грязном и бедном районе на окраине у нее есть вторая жизнь: пьяница-сын, неработающая невестка и плохо воспитанные внуки - семья, которая тянет из нее деньги и хочет все больше. Но на самом деле – это ее мир, тот мир, который она знает и понимает лучше всего.

Нашествие варваров


Когда ее новый муж Владимир после тяжелого сердечного приступа решит изменить завещание и переписать все свое имущество на дочь от предыдущего барака, Елена инстинктивно, но совершенно сознательно, примет драматическое решение. Она будет готова сделать все, чтобы завладеть его деньгами ради своей семьи.

Читайте также: "Елена" - неприглядный портрет России

Подобная история могла бы произойти в любой точке земного шара. Впрочем, изначально Звягинцев писал сценарий «Елены» по заказу британского продюсера. Фильм должен был стать частью проекта «Апокалипсис» и сниматься в Западной Европе. Однако помещение действия в московские реалии внесло в фильм особую ноту. Он стал размышлением о России, подведением итогов эпохи перемен. Это рассказ о столкновении двух миров: нового и богатого, в котором люди поймали ветер в свои паруса, и прежнего – без перспектив и надежд, но уже со своими притязаниями, разбуженными рекламами на билбордах и соприкосновением с другим, находящимся неподалеку, образом жизни.

Россиянин показывает, какая пропасть разделяет эти два мира. В его фильме нет социальной лестницы, основой которой были бы работа, образование или хотя бы предпринимательская жилка. Здесь есть то, что можно назвать нашествием варваров, которые могут развалиться на кожаном диване, расстелить на элегантном столике газету, выложить на нее колбасу и бездумно щелкать телеканалы, ведя себя так, будто бы все это по праву им причитается.

Читайте также: Москва - мертвая душа

Андрей Звягинцев – режиссер интересный. В 2003 году, будучи еще никому неизвестным дебютантом, он получил венецианского Золотого льва. На юбилейном 60-м фестивале все ставили на ленту Марко Беллоккьо (Marco Bellocchio) «Здравствуй, ночь» - политическую драму на тему терроризма. Однако председатель жюри Марио Моничелли (Mario Monicelli) не поддался этому давлению. Он вручил статуэтку неизвестному россиянину, который показал фильм «Возвращение».



Звягинцев выглядел тогда как бухгалтер небольшой фирмы: серый костюм, очки, заметная робость в каждом жесте. И в одно мгновение он превратился в большую надежду европейского кино.

Он родился в 1964 году в Новосибирске, воспитывал его одна мать. Когда он начал учиться в Москве актерскому искусству, она поехала работать на Крайний Север - там она могла больше заработать, чтобы помогать сыну. А Андрей играл в театре и долго ждал своего шанса. «Возвращение» он снял, когда ему было почти 40. Это была история мужчины, который возвращается домой, к двум маленьким сыновьям, после нескольких лет отсутствия. Это скупой по своей выразительности, чрезвычайно простой, но одновременно магический фильм. Сложно сказать нечто большее на тему отношений отец – сын, на тему любви, взросления, глубокой потребности в чувствах. Звягинцев доказал, что он мастер настроения и психологического наблюдения, что он умеет играть полутенями и недосказанностью.

В Москве, то есть везде

В следующем фильме он пошел тем же путем, хотя его «Изгнание» оказалось гораздо менее удачным. Режиссер еще раз вскрыл семейные отношения, изобразив в этот раз трагедию взаимного непонимания людей, живущих под одной крышей. Он показал, как каждая ложь разрушает их союз и ведет к отчужденности.

В обеих своих картинах режиссер доводил до совершенства каждый кадр, гораздо больше доверяя образам, чем словам. Он поместил действие в неопределенное место и время, множил символы, искал архетипы. Но главным героем становился также бескрайний пейзаж российской провинции и ее забытых маленьких городков.

Читайте также: Помешательство Америки на деньгах нас омертвляет

«Елена» - история большого города. Действие картины разворачивается в Москве: в шикарных жилых домах на Остоженке и в трущобах лежащего на окраине Москвы бетонного Бирюлево. Но, как это бывает в большинстве хороших современных драм, хотя фильм Звягинцева и погружен в локальные реалии, он становится универсальным рассказом о моральном упадке современного человека.

Лишенный чувства приличия сброд начнет хозяйничать в шикарной квартире Владимира. В их мире нет никаких принципов, от которых нельзя было бы отступить. Но будет ли Елена, та порядочная женщина, какой мы видим ее в начале фильма, действительно счастлива? Справится ли она с грузом своей вины? Ее угрызения совести станут угрызениями нового мира, который с легкостью находит оправдание беззаконию и подлости.