Договор был подписан в Москве, а не в Калининграде или в Варшаве, а консультации перед претворением его в жизнь проходили в Берлине. Речь о ратифицированном польским Сеймом 16 марта договоре о малом приграничном движении с Калининградской областью.
Благодаря этому договору жители приграничных областей Варминско-Мазурского и Поморского воеводств, а также все жители Калининградской области смогут взаимно перемещаться между этими регионами без виз. Польские власти хотят, чтобы договор как можно быстрее вступил в силу. Скорее всего, это произойдет в мае. Однако эта тема касается не только Польши и России. Польша открывает свои границы как член Европейского союза, а всю инициативу уже давно поддерживает Германия под патронатом канцлера Ангелы Меркель. В стороне остается Литва, которая не решилась на подобный шаг.
Читайте также: Россия вступила Калинградом в безвизовый режим
Вчера на встрече глав дипломатии Польши, Германии и России в рамках т.н. калининградского треугольника Радослав Сикорский (Radosław Sikorski), Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) и Сергей Лавров разговаривали, в частности, об отношениях Европейского союза с Россией и вопросах, связанных с вступлением в силу договора о малом приграничном движении между Польшей и Калининградским анклавом. В ходе переговоров с Сикорским и Лавровым глава немецкого МИД подчеркнул, что калининградский треугольник - это «подходящий формат для обсуждения международных вопросов», добавив, что на встрече в среду также шла речь о том, как интегрировать Калининград с его соседями. По его словам, сотрудничество с этим регионом охватывало бы пять сфер: образование и молодежные обмены, коммуникацию и логистику, энергетику, экономику и региональное сотрудничество.
Почему Германия заинтересована открытием польской и европейской границы с этим российским регионом? «Если область открывается в сторону Польши и ЕС это означает, что в символическом, ментальном и политическом смысле Германия возвращается на свои прежние территории, да еще и при помощи Польши. Такое может сложиться впечатление», - считает депутат партии «Право и Справедливость» (PiS) Кшиштоф Шчерский (Krzysztof Szczerski). Он подчеркивает, что для немецкой политики эта область была всегда важна, как часть когда-то принадлежавших немцам территорий: «В Германии всегда рассматривались разные идеи, как вернуться к кенигсбергскому наследию Калининграда».
Уже во время заседания Комиссии по иностранным делам Польского сейма, которая занималась подготовкой ратификации договора, представитель партии «Союз демократических левых сил» (SLD) Тадеуш Ивиньский (Tadeusz Iwiński) открыто признал, что без поддержки позиции Польши и России Германией Евросоюз не дал бы согласия на подобную формулу. «Потому что это выходящая из ряда вон инициатива», - заявил Ивинский, который, будучи депутатом от Варминско-Мазурского региона, не первый год добивался открытия границы с Россией. […]
Еще по теме: Польские Татры опасаются остаться без российских туристов
По мнению Кшиштофа Шчерского, занимавшего пост заместителя министра иностранных дел, анклав может стать своеобразной лабораторией совместных российско-европейских начинаний. Конечно, при посредничестве Германии и Польши. Вчера эти слова подтвердил Радослав Сикорский, заявив в Берлине, что Польша поддерживает стремления к либерализации визового режима между ЕС и Россией. По его мнению, заключение договора о малом приграничном движении должно стать «положительным прецедентом» для введения в будущем безвизового режима передвижения между Европейским союзом и Россией.
Разрешение за 20 евро
Договор с Россией, который ждет подписи президента, был подписан в декабре прошлого года министрами иностранных дел Польши и России Радославом Сикорским и Сергеем Лавровым. Цель договора – позволить жителям приграничных районов обоих государств многократно пересекать польско-российскую границу без виз, на основе специального разрешения, которое будут выдавать дипломатические органы. Такое разрешение будет стоить 20 евро и действовать три года. С польской стороны договор распространяется на Гданьск, Гдыню, Сопот с Пуцким, Новодвурским и Мальборкским районами, в Варминско-Мазурском воеводстве - на город Эльблонг и Эльблонгский, Браневский, Лидзбаркский, Бартошицкий районы, а также город Ольштын с Кентшинским, Мронговским, Венгожевским, Гижицким, Голдапским и Олецким районами. Полиция и пограничные службы будут следить за тем, чтобы приехавшие в Польшу россияне не выезжали за границы указанных регионов, в противном случае им грозит запрет въезда в ЕС на пять лет.
Еще по теме: Калининград ближе к Европе
Депутаты от оппозиции упрекали правительство в том, что оно не представило никаких достоверных прогнозов, касательно того, какое количество россиян будет приезжать в Польшу, чем конкретно они будут заниматься на территории двух польских воеводств, а также не приведет ли договор к расцвету контрабанды, нелегальной иммиграции и деятельности организованных преступных групп. Правительство предполагает, что поступления в бюджет от оплаты за выдачу разрешений составит 10 млн евро в год, и не считает реальными угрозы наплыва нелегальной рабочей силы или развития организованной преступности. Ведь граждане Российской Федерации не смогут официально заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли. По мнению МВД, расходы на работу пограничной службы и полиции также не увеличатся. Депутат Шчерский считает, что аргументы, которые приводят МИД и МВД – это демагогия. «За какой период мы сможем выдать 500 тысяч разрешений, и откуда взялась такая цифра? Неужели, половина калининградской области, 500 тысяч человек, захочет эти разрешения получить? Сколько нам понадобится времени, чтобы выдать такое количество разрешений?» - недоумевал он. Но это еще не все. МИД полагает, что (в особенности по польской стороне), произойдет оживление «в области торговли и услуг, в т.ч. в гостиничном бизнесе туризме».
Витольд Вашчиковский (Witold Waszczykowski) [бывший заместитель главы Бюро национальной безопасности Польши, - прим. пер.] советует, однако, подходить к этому с определенной сдержанностью, поскольку правительство не представило никаких расчетов, которые бы показывали, какие выгоды или убытки будут вытекать для нас из открытия границы.