Для оценки экономических и социальных условий жизни отдельной страны и уровня благополучия ее граждан используются различные методы, показатели и индексы. Например, объем ВВП на душу населения, уровень инфляции и безработицы, индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) и так далее. Также проводится международный сравнительный анализ ситуации.
Одним из показателей качества жизни в государстве и его экономической успешности является «индекс несчастья» (Misery Index), который выводится на основе уровня инфляции и безработицы в стране. Однако он не полностью отражает «отрицательное благополучие» жителей страны. Поэтому редактор журнала Business New Europe предложил ввести «индекс отчаяния» (Despair Index), который помимо показателей инфляции и безработицы учитывает бедности граждан. Соответственно, чем он выше, тем государство менее благополучно и социально безопасно.уровень
Цель расчета экономических показателей заключается в выяснении того, какая социально-экономическая ситуация складывается в различных странах мира и чем она отличается. Однако они не в полной мере отражают истинное положение дел в том или ином государстве.
Говоря об «индексе отчаяния», прежде всего следует сказать о том, что уровень бедности в разных странах определяется по-своему. Поэтому то, что для одних является бедностью, для других может быть вполне приемлемыми условиями жизни. Например, в Литве в 2010 г. чертой бедности считался доход в размере 701 лита (примерно 200 евро) на человека в месяц, в Америке это была 1000 долларов, а в беднейшей стране мира Нигере – около 40 долларов США.
Схожая ситуация складывается и с инфляцией. Ее уровень рассчитывается, исходя из стоимости потребительской корзины, но в разных странах ее состав, а также цены на товары и услуги первой необходимости не совпадают. В свою очередь официальный уровень безработицы в государстве может существенно отличаться от реального. Таким образом, к «индексу отчаяния» в отдельно взятой стране следует относиться с осторожностью и предварительно ознакомиться с историей и спецификой ее экономики.
Этот индекс привлек к себе заметное внимание в ноябре 2011 г., когда в России он первый раз оказался ниже чем в США (25,5 к 28,1). Это означало, что на тот момент жизнь американцев была хуже чем у россиян, с чем трудно согласиться. В Москве с восторгом встретили данную новость, и действительно, в последнее время в России наметился экономический подъем. После развала Советского Союза «индекс отчаяния» в РФ достигал 2367 баллов. Во время кризиса 1998 г., который отличался гигантским уровнем инфляции и бедности, он составлял 93 балла, а в конце 2011 г., как было указано выше, за счет экономического роста в стране с начала 2000-ых он снизился до 25,5 единиц. В то же время в США «индекс отчаяния» в результате различных экономических потрясений заметно вырос. В Литве его показатель в 2011 г. находился на уровне 24,2 баллов (прежде всего, за счет высокой безработицы). Тем не менее трудно поверить в то, что жизнь в Литве и России сейчас лучше чем в Америке. Поэтому и возникают курьезы, связанные с оценкой соотношения «индекса отчаяния» с реальностью.
Обобщая его мировую динамику, можно заметить, что в развитых странах значение индекса растет, а в развивающихся – не меняется или падает, что в первую очередь связано с ростом безработицы, инфляции, госдолга и бюджетного дефицита в развитых странах. Эти проблемы особенно обострились после финансового кризиса 2008 г., когда закончились начавшиеся после развала СССР годы экономического процветания Запада. «Индекс отчаяния» богатейших стран тогда упал до 20-25 баллов, а сегодня практически во всех государствах Западной Европы он достигает 30 баллов и продолжает расти, чему помимо всего прочего способствует и нынешний кризис еврозоны. Вероятно, именно поэтому развивающиеся страны, с точки зрения «индекс отчаяния», на данный момент выглядят предпочтительнее.