30 марта комитет Национальной академии наук США выпустит доклад, который будет иметь последствия для планов администрации Обамы добиться ратификации Сенатом Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В 1999 году Сенат наотрез отказался его ратифицировать этот договор, и те весомые аргументы, которыми он тогда руководствовался, по-прежнему актуальны. Ни один доклад не способен изменить того факта, что ратификация ДВЗЯИ не соответствует интересам Соединенных Штатов.
Во-первых, она не поможет предотвращать распространение ядерного оружия. Испытания, проводящиеся в США, никогда в прошлом не способствовали и никогда в будущем не будут способствовать ни единому случаю распространения. Воинственные и безответственные страны приобретают ядерное оружие, чтобы осуществлять свои агрессивные планы. В ответ на это так же поступают и их соседи. Сегодня из-за нашей неспособности остановить Иран и Северную Корею распространение ядерного оружия может принять лавинообразный характер. Однако испытания в США не имеют к этому никакого отношения. За те четыре десятилетия, в течение которых мы их проводили, распространение шло значительно медленнее, чем в последние 20 лет, в которые в Америке испытаний не было.
Читайте также: США думают о радикальном сокращении ядерных вооружений
На деле, ратификация договора только стимулирует распространение. Наши противники и страны-изгои сочтут наше самоограничение слабостью и начнут прикладывать больше усилий, чтобы получить ядерное оружие. Многие из союзников, которые полагаются на наш «ядерный зонт», также решат, что мы ослабли, и захотят обзавестись собственными ядерными бомбами. Другие страны, увидев, что контроль со стороны США исчез, поспешат вооружиться ради самозащиты. Ратификация ДВЗЯИ Америкой не принесет миру ничего хорошего.
Не станет она и шагом к «миру, свободному от ядерных вооружений». Эта благородная цель просто недостижима. Мир знаком с технологией создания ядерного оружия, а распространение атомной энергетики делает ядерное топливо доступным. Если большие и ответственные страны не будут иметь ядерных средств сдерживания, мир скатится в хаос и ядерный кошмар и будет отдан на милость любого агрессора, любой страны-изгоя, любого недееспособного государства, любого фанатика, агента, террориста, преступника, вымогателя или просто недовольного.
Во-вторых, ратификация серьезно подорвет нашу национальную безопасность. Ядерное сдерживание – это ее краеугольный камень в нашем крайне опасном мире. Однако имеющиеся у нас ядерные вооружения, созданные для противостояния совсем другим, чем сейчас, угрозам, фактически не способны сдерживать наших нынешних основных противников. Сейчас в мире больше стран с ядерным оружием, чем когда-либо, и каждая из них, кроме США, модернизирует свой арсенал. Лидируют в этой области Россия и Китай. Разрабатываются вооружения четвертого поколения. Страны-изгои и террористические организации отчаянно стремятся обзавестись ядерным оружием. Америке необходимы ядерные испытания, чтобы разработать новое оружие, способное противостоять этим новым угрозам. Новые вооружения (например, с высокой безопасностью, малой мощностью, способностью поражать подземные объекты, способностью нейтрализовывать биологическое и химическое оружие, сниженной остаточной радиацией) срочно необходимы, чтобы восстановить наш потенциал сдерживания. Наши враги должны знать, что у нас есть и оружие, и воля его применить. Ратификация ДВЗЯИ показала бы им, что это не так.
Имеющееся у нас ядерное оружие – старое и разрушающееся – также скоро потребует испытаний. Испытания необходимы, чтобы сохранить страну в безопасности на те десятилетия, которые потребуются, чтобы создать новый арсенал. В любой момент мы можем столкнуться с выходом из строя сотен единиц оружия. Что важнее всего, мы практически лишились опытных человеческих ресурсов. Ядерные испытания необходимы, чтобы обучить новых ученых, разработчиков и инженеров.
Также по теме: Несбыточная ядерная мечта Тегерана - и Вашингтона
Ратификация договора также серьезно подорвала бы американскую науку. Уже не одно столетие успехи человечества обусловлены главным образом использованием «научного метода», в котором одну из главных ролей играет опыт. Многие новые технологии и подходы необходимо проверить опытным путем, чтобы выяснить, способны ли они дать ответ на стоящие перед нами новые вызовы. ДВЗЯИ не даст нам такой возможности. Ради будущей безопасности Америки нужно, чтобы наши ядерные технологии превосходили технологии остальных стран. Наших ученых нельзя лишать права пользоваться научным методом.
В-третьих, сам по себе этот договор фатальным образом ущербен в некоторых ключевых областях. Он запрещает ядерные испытания, но не дает им определения, и каждая подписывающая его страна вправе определять, что имеется в виду, по своему вкусу. Наше определение выглядит крайне жестким и запрещает любые испытания. Другие страны могут использовать определения, позволяющие испытывать ядерное оружие. Ратификация ДВЗЯИ создала бы США большие неудобства в области, в которой мы должны занимать первое место.
К тому же, соблюдение договора невозможно проверить. Взрывы малой мощности, подземные испытания, испытания, скрытые за сейсмической активностью – все это может позволить другим странам получить над нами огромное преимущество в технологии и вооружениях. Это недопустимо.
Читайте также: Северная Корея обязуется остановить свою ядерную программу в обмен на американскую помощь
Ратификация ДВЗЯИ стала бы бессмысленной демонстрацией благих намерений с гигантскими негативными последствиями. Договор никогда не сможет вступить в действие. Для этого необходимо, чтобы его ратифицировали Северная Корея, Иран, Пакистан, Индия, Израиль, Египет, Китай и США. У каждой из этих стран есть весомые причины не присоединяться к ДВЗЯИ, и вряд ли пример США способен их убедить. Однако, если мы его ратифицируем, негативные последствия для нас будут огромными. В этом случае, по международному праву, мы будем обязаны десятилетие за десятилетием соблюдать его нормы, несмотря на то, что он не вступит в силу. В данный момент это все еще не так.
В целом, издержки ратификации ДВЗЯИ с точки зрения национальной безопасности крайне велики, а ее польза для нераспространения иллюзорна.
Роберт Монро - вице-адмирал в отставке, бывший директор Управления по ядерному оружию Министерства обороны США.