Неизвестный террорист, хладнокровно расстреливающий из винтовки людей, воспринимался в Старом свете как явление, свойственное Соединенным Штатам. Однако в последние годы Европа начинает американизироваться. Убийство трех учеников и одного преподавателя, совершенное на прошлой неделе в колледже Тулузы, выдвинуло на первый план явление, известное как терроризм одинокого волка. Количество подобных случаев за последнее десятилетие увеличилось в Европе вдвое.
Огнестрельного оружия и чрезмерного хладнокровия достаточно, чтобы совершить подобные деяния и посеять страх везде. Один такой случай только что потряс Францию. В ходе переговоров с полицейскими из своей квартиры террорист, ворвавшийся в еврейский колледж и открывший там стрельбу, говорил об Аль-Каиде и джихаде, а свои убийства назвал местью за гибель палестинских детей в секторе Газа. Казалось бы, политико-религиозная подоплека объясняет мотивы действий убийцы, но эксперты призывают обратить внимание на другие характерные черты. Помимо идеологии, среды проживания и расшатанного сознания, во всех терактах последнего времени прослеживается один и тот же прием.
«Это не вопрос идеологии. По сути, убийцы разного толка, джихадисты или ультраправые, используют похожие методы. Как правило, это один вооруженный человек, покушающийся на жизнь неизвестных ему людей. Поскольку он действует один, ему легче ускользнуть от внимания правоохранительных органов. Если он действует в рамках организации, то у него больше вероятности попасться», - поясняет голландская преподавательница Беатрис де Граф (Beatrice de Graaf). Она работает в в Лейденском университете и является одним из крупнейших мировых экспертов в по данному виду терроризма.
Почти все исследователи этого явления считают, что террористы такого типа действуют аналогичным образом, потому что так у них больше возможностей добиться своей цели: убить людей и добиться известности. «Очень сложно планировать подобные акции для группировки, при этом не быть обнаруженными», - отмечает Эдвин Баккер (Edwin Bakker), исследователь этого явления и преподаватель того же Лейденского университета. Немалая часть исследований «терроризма одинокого волка» (lone wolf terrorismo) проводилась в Голландии, где произошло наибольшее количество подобных случаев.
Имеющиеся данные подтверждают беспокойство, вызванное недавним случаем в Тулузе, а также событиями, произошедшими прошлым летом в Норвегии, когда молодой человек крайне правых взглядов ворвался в летний лагерь Норвежской рабочей партии и расстрелял почти сто отдыхавших там человек. С 1970-х годов по 2010-е годы количество терактов в США увеличилось на 45%, в Европе - на 500%. Эти данные несколько искажены, поскольку исходные цифры малы, тем не менее, вырисовывающаяся в результате картина показывает, что убийца-одиночка уже перестал быть чисто американским явлением.
Строго говоря, официальных данных по этому вопросу нет. Последние данные приводятся в книге Understanding Lone Wolf Terrorism: Global Patterns, Motivations and Prevention. Ее авторы - Рамон Спаайдж (Ramón Spaaij) и еще одним международный эксперт в данной области.
Спаайдж, научный сотрудник австралийского университета La Trobe и амстердамского университета, пишет, что с 2000 по 2010 в 12 европейских странах было отмечено 40 таких эпизодов, в то время как в предыдущее десятилетие их было 19. То есть, за последние годы количество таких случаев возросло вдвое.
Спаайдж подчеркивает, что эти события вызвали большой резонанс, хотя количество жертв было сравнительно небольшим. «В среднем погибало 1,6 человека за один случай. Но последствия такие события вызывают колоссальные. Они хотят передать свое послание миру, иногда даже приобрести известность. Среди мотивов всегда присутствует смесь политики, личных неудач и, как следствие, озлобленности», - поясняет эксперт. Сам тулузский стрелок воспользовался долгими часами, когда он находился в своей квартире в окружении полицейских, чтобы позвонить в СМИ. Все опрошенные эксперты считают интернет одним из самых мощных средств, способствующих распространению данного явления.
Человек, находящийся наедине со своим компьютером, может столкнуться с радикальными течениями и получить свободный доступ к оружию. «В среде джихадистов людей всячески поощряют действовать в одиночку», - напоминает профессор Баккер. Послания к новым сторонникам обычно поступают через журналы, но главным образом - через интернет. Другие эксперты с недоверием относятся к объяснениям, которые основываются на способе осуществления действий, и предлагают искать причины в обществе.
Франсуа Сант'Анджело (François St'Angelo), член Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью Совета Европы, предупреждает об опасности общественного резонанса данного явления, что может подвигнуть неуравновешенных людей на совершение подобных преступлений. «В условиях экономического кризиса одни сообщества противопоставляют себя другим, что может привести к насильственным действиям. Необходимо постоянно говорить об этом молодым поколениям, чтобы они знали, что все это не так далеко от них», - рекомендует Сант'Анджело в разговоре о еврейском колледже в Тулузе. «Потому что эти эпизоды могут повториться в любом месте и в любое время», - добавляет он. В исследовании Агентства Европейского Союза по основным правам человека говорится, что за последние годы случаи нападения на евреев в Европе участились.
Эксперты, не склонные к идеологическому объяснению этих фактов, пессимистически относятся к предотвращению терактов, хотя и предлагают собственные меры. «Например, можно ужесточить контроль за продажей оружия. И усилить государственное наблюдение за средой, в которой возникают эти экстремисты. Прежде всего, необходимо брать на учет всех, кто ездит (в такие страны, как Афганистан), а затем возвращается в Европу», отмечает эксперт. Его коллега Эдвин Баккер от себя добавляет еще одну рекомендацию: сообщества, принимающие в свое лоно убийц, должны открыто выступить с обличением их действий.