Первый заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян занимал в свое время различные должности в командном штабе НАТО, а в 2004 году был назначен представителем Вооруженных сил Армении в НАТО. С Давидом Тонояном мы побеседовали об отношениях Армении и НАТО.
- Вы несколько лет представляли Вооруженные силы Армении в НАТО. Сейчас Армения осуществляет с НАТО ряд программ, не будучи членом Альянса. Насколько целесообразным было бы членство Армении в НАТО?
- Армения не только осуществляет с НАТО проекты, но и участвует в операциях по поддержке международного мира под командованием НАТО, причем, с контингентом, превышающим контингенты некоторых членов Альянса. Проводятся консультации по политическим, оборонным вопросам, осуществляются совместные учения, а недавно впервые при участии президента Армении состоялось заседание в формате НАТО + Армения. Наши отношения с НАТО находятся на высоком уровне, а осуществляемые проекты имеют системный характер и связаны с оборонными реформами в Армении. Если выразиться обобщенно, то мы участвуем вместе с НАТО в партнерской безопасности.
Что касается коллективной безопасности, то, думаю, нынешние и просматриваемые перспективы и вызовы говорят о том, что ее можно обеспечить посредством членства в ОДКБ, в основе которого армяно-российский стратегический союз. Присутствует ряд обстоятельств, при которых коллективная безопасность в рамках НАТО кажется для Армении как минимум нереалистичной.
- Заявку на вступление в НАТО представила Грузия, а Турция уже давно является членом Альянса. Насколько, в данных условиях, целесообразно членство Армении в ОДКБ, а не НАТО?
- По своим средствам и возможностям НАТО считается эффективной организацией по безопасности в мире, но с точки зрения национальных интересов Армения проводит реалистичную и многовекторную политику. Зачастую игнорируется важное обстоятельство: членство Армении или другой страны в НАТО обусловлено не только желанием данной страны, а в первую очередь единогласным согласием всех членов Альянса. Пример Грузии является тому свидетельством – помимо желания, надо еще удовлетворить предполагаемым политическим предусловиям всех членов НАТО.
Конечно, после того, как Грузия вступит в НАТО, в регионе возникнут новые геополитические реалии, с которыми нам придется считаться.
Во имя полноценности картины региональной безопасности, мы не можем забывать, что два наших соседа не являются членами НАТО, а с одним из них у нас нет дипломатических отношений, зато мы все время слышим с его стороны угрозы.
Сотрудничество с НАТО не обязательно требует членства. С Альянсом в различных форматах и сейчас сотрудничают более 40 стран, не являющихся членами НАТО, 5 из них находятся в Восточной Европе, а 7 имеют общие границы с членами НАТО, но партнерская безопасность вполне удовлетворяет их. Самыми яркими примерами являются Швеция и Австрия.
- Многие политики считают, что пока член НАТО Турция не прекратит блокаду Армении, нам не стоит и оглядываться в ту сторону.
- Турция не выдвигает серьезных барьеров для сотрудничества Армении и НАТО, хотя сложные отношения с Турцией негативно сказываются на публичном рейтинге НАТО в Армении.
- Является ли препятствие на пути к НАТО Россия?
- Армения не идет по этому пути, поэтому говорить о препятствиях не приходится. Но я бы посоветовал теоретикам рассматривать безопасность не в контексте конфронтации НАТО и ОДКБ, а совместных приоритетов и интересов двух этих организаций. В практической плоскости мы это видим.
- Какая из этих организацией была бы эффективнее для Армении в качестве системы безопасности?
- Раз мы выбрали ОДКБ, значит, нам это кажется более эффективным. Более того, мы делаем все, чтобы сотрудничество было более динамичным. В этом году в Армении состоятся учения сил оперативного реагирования ОДКБ.
- Почему в Армении ни на каком уровне не обсуждается членство в НАТО?
- В повестке основных политических и общественных сил Армении вопрос о перспективе членства Армении в НАТО отсутствует, и это говорит об их реалистичности. Сейчас нет предпосылок даже для теоретических дискуссий.
Мы высоко ценим ценности НАТО, более того, мы видим практическое их применение в деле реформирования Армении в соответствии с европейскими ценностями, развитии армии, и мы строим свои отношения с НАТО на реалистичной и рациональной основе.