Соединенные Штаты Америки и Австралия планируют масштабное расширение военных связей, включая налаживание полетов беспилотных летательных аппаратов с кораллового атолла в Индийском океане и наращивание военно-морского присутствия США в австралийских портах. По словам официальных представителей обеих стран, все это проводится в рамках усилий Пентагона по перемещению своих сил ближе к Юго-Восточной Азии.
Эти шаги, находящиеся в настоящее время на стадии проработки, но вызывающие большую заинтересованность сторон, стали дополнением к соглашению о размещении 2500 американских морских пехотинцев в городе Дарвине на австралийском северном побережье. Об этом соглашении в ноябре прошлого года объявили президент Обама и премьер-министр Джулия Гиллард (Julia Gillard).
Проводимые переговоры стали очередным показателем того, что администрация Обамы быстро перемещает центр своего стратегического внимания в Азию, делая это в момент сворачивания дорогостоящей десятилетней войны в Афганистане и Ираке. Правительство США оформляет соглашение о базировании четырех военных кораблей в Сингапуре, а также вступило в переговоры с Филиппинами о наращивании американского военного присутствия в этой стране. Пусть в меньшей степени, но Пентагон также стремится развивать военные отношения с Таиландом, Вьетнамом, Малайзией, Индонезией и Брунеем.
Американские руководители утверждают, что такое внимание к региону не направлено против какой-то одной страны, однако аналитики видят в этом однозначную реакцию на усиление Китая, растущая военная мощь и территориальные притязания которого заставляют страны Азии сближаться с Вашингтоном.
Пентагон пересматривает численный состав и распределение своих сил в северо-восточной части Азии, где эти силы сосредоточены на созданных в годы холодной войны базах в Японии и Южной Корее. Вашингтон намерен постепенно сократить американское военное присутствие в этих государствах, одновременно усилив его в Юго-Восточной Азии, где проходят главные мировые пути морского судоходства и где усиливается международное соперничество за освоение богатейших подводных запасов нефти и газа.
"В плане вашего общего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе основная тяжесть смещается на юг, - заявил высокопоставленный австралийский представитель, согласившийся говорить на военные темы только анонимно. - Во времена холодной войны Австралия была не так уж и важна. Но она обретает особую значимость, если вы действительно проявляете интерес к архипелагам Юго-Восточной Азии".
Австралия это давняя союзница Соединенных Штатов и один из ближайших партнеров Америки в военных вопросах и в вопросах разведки. В период с 2003 по 2009 год более 20000 австралийских солдат прошли через Ирак. Около 1500 австралийских военнослужащих находятся сегодня в Афганистане в составе коалиции под руководством НАТО.
В проведенном недавно официальном анализе структуры военного базирования Австралии сделан вывод о том, что шансы прямого военного нападения на страну "в настоящее время невелики".
Однако в исследовании звучит настоятельный призыв к правительству укрепить силы на северном и западном побережье, где сосредоточена большая часть полезных ископаемых страны и где ее оборона налажена довольно слабо. Австралия имеет богатые запасы природных ресурсов и является ведущим поставщиком угля и железной руды в Китай.
В стратегическом анализе также звучит рекомендация правительству привести в соответствие планы военного базирования с учетом интересов безопасности США.
Так, авторы исследования призывают существенно расширить военно-морскую базу Стирлинг в Перте, который является основным портом на западном побережье Австралии. Они отмечают, что эту базу "могли бы использовать ВМС США для размещения своих сил и проведения операций в Юго-Восточной Азии и Индийском океане".
В частности, в анализе говорится, что базу Стирлинг можно модернизировать, дабы она могла принимать американские авианосцы, другие крупные надводные корабли и ударные подводные лодки.
По словам австралийских руководителей, решение о будущем базы Стирлинг будет приниматься не сейчас. Однако интерес Пентагона к ней в последнее время существенно усилился. Министр ВМС Рэй Мабус (Ray Mabus) должен в этом месяце посетить Перт и Дарвин. А в феврале в Австралии побывал заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Марк Фергюсон (Mark Ferguson).
"Австралийцы это одни из наших давних и преданных союзников, - заявил Мабус в интервью. - Следует сказать, что нас всегда будет интересовать то, что делают и хотят делать австралийцы".
Недостатком Перта является его удаленность. Он находится в 3900 километрах к югу от Сингапура и в 2500 километрах к юго-западу от Дарвина. Однако чиновники из Пентагона говорят, что присматриваются к этому месту, потому что оно способно стать важным и остро необходимым США пунктом заправки, пополнения запасов и ремонта кораблей, действующих в Индийском океане.
"Австралия это наш единственный союзник в Индийском океане, - сказал высокопоставленный американский представитель военного ведомства, согласившийся обсуждать военные вопросы только анонимно. - Мы считаем, что должны проводить больше времени в районе Индийского океана, где у нас менее развитые отношения со странами по сравнению с западной частью Тихого океана".
Что касается других частей Индийского океана, то у США имеется ключевая военно-морская и военно-воздушная база на британской островной территории Диего-Гарсия, находящейся в 1600 километрах от южной оконечности Индии. Однако американцы заявляют, что места там мало, а расширяться некуда. Кроме того, будущее базы под вопросом, поскольку в 2016 году заканчивается срок аренды.
Отчасти из-за этого американские руководители бросают взгляды на другой коралловый атолл, находящийся в 2700 километрах к востоку. Это отдаленная австралийская территория Кокосовые острова.
Американские и австралийские руководители заявляют, что это идеальное место для размещения пилотируемых разведывательных самолетов США и беспилотных летательных аппаратов Global Hawk, имеющих большую высоту полета и не несущих боевой нагрузки. ВМС США разрабатывают новую версию Global Hawk, которая известная под названием Broad Area Maritime Surveillance drone (BAMS - беспилотный летательный аппарат морской разведки большой территории). Этот беспилотник будет принят на вооружение в 2015 году. При базировании на Кокосовых островах самолеты легко смогут осуществлять шпионские полеты над Южно-Китайским морем.
Пентагоновские представители говорят, что их заинтересовали потенциальные возможности Перта и Кокосовых островов, а также предложение Австралии о строительстве новой базы ВМС в Брисбене на восточном побережье. Однако американское руководство предупреждает, что пока ничего еще не решено.
Оно также подчеркивает, что военные США намерены присутствовать там только в качестве гостей, и не собираются создавать собственные базы.
Бывший командующий австралийской армией Питер Лихай (Peter Leahy) заявил, что соглашение о размещении морских пехотинцев в Дарвине это первый шаг в расширении военного партнерства.
"Я думаю, переговоры продвинулись уже далеко, и они приведут к содержательным договоренностям, - сказал Лихай, возглавляющий сегодня Институт национальной безопасности при университете Канберры. - Морские пехотинцы важны, и я люблю их всем сердцем, но решающую роль в этом регионе будут играть ВМС и ВВС".
Бывший руководитель из австралийского военного ведомства Хью Уайт (Hugh White) отметил, что альянс Австралии и США в сфере безопасности крайне важен, однако Пекин может расценить эти действия как слишком воинственные.
"Конечно, все это из-за Китая, - сказал профессор Уайт, занимающийся стратегическими исследованиями в Австралийском национальном университете в Канберре. - Австралия в этом плане оказалась в очень сложном положении. Никто из нас не хочет жить в Азии под владычеством Китая, однако в равной мере никто из нас не хочет иметь с Китаем отношения противоборства".
В ноябре некоторые влиятельные китайские представители подвергли критике соглашение о размещении в Дарвине сил морской пехоты. Государственная People’s Daily предупредила, что Австралия может попасть "под перекрестный огонь", если позволит американским военным наносить вред китайским интересам.
Австралийские представители постарались преуменьшить значимость таких заявлений, назвав их вполне предсказуемой риторикой.
"Мы не хотим, чтобы китайцы относились к этому болезненно, - сказал высокопоставленный австралийский представитель. - Но при этом они должны понимать, что отношения между Соединенными Штатами и Австралией гораздо старше, чем американская обеспокоенность по поводу Китая. Китай согласен с тем, что Австралия сотрудничает с США".