В среду дочь бывшего президента Польши, погибшего в авиакатастрофе в 2010 году, потребовала международного расследования причин катастрофы.
«Количество несоответствий между российскими и польскими данными, которые всплывают при попытке разобраться в причинах аварии, так велико, что сейчас потребность в участии международного сообщества в расследовании стала еще больше, чем в декабре прошлого года», - заявила Марта Качиньская на открытом слушании отделения Европейского парламента.
Спустя почти два года после крушения новые подробности о нем все еще продолжают всплывать, демонстрируя упущения в расследовании как с российской, так и с польской стороны. Президент Качиньский и еще 95 человек погибли, когда самолет с представителями польского правительства разбился при попытке сесть в густом тумане. Недавно были эксгумированы тела трех погибших в авиакатастрофе, и польские следователи говорят о том, что были обнаружены ошибки, допущенные при вскрытии, произведенном российскими патологоанатомами. В российском отчете по вскрытию одного из погибших фигурировало описание состояния внутренних органов, которые у этого человека были удалены много лет назад. Еще одному погибшему российские документы «добавили» несколько лишних сантиметров роста. Некоторые другие семьи тоже просили об эксгумации, утверждая, что в российских отчетах слишком много неточностей, и польские власти не должны принять их к рассмотрению.
Новая расшифровка переговоров в кабине пилота была обнародована ранее в этом году и подвергла сомнению изначальные предположения о том, что команда пыталась приземлиться под давлением со стороны руководства, в том числе президента и главы военно-воздушных сил. Россия винит в крушении польских пилотов, в то время как польские власти продолжают настаивать, что авиакатастрофе поспособствовали некорректные инструкции диспетчеров провинциального аэропорта в Смоленске в западной части России.
Премьер-министр Польши Дональд Туск (Donald Tusk) недавно отметил, что российская манера ведения расследования привела к ухудшению российско-польских отношений. Остатки корпуса самолета остаются в России, несмотря на многократные запросы Польши на его возвращение на родину. Также эта катастрофа продолжает разделять польский народ на два лагеря. Консерваторы винят правительство, говоря, что ответственность за ошибки, допущенные в процессе подготовки к роковому полету, лежит на властях.