9 января 2012 года был опубликован указ президента Дмитрия Медведева «О проведении в Российской Федерации Года российской истории», цель которого «привлечь внимание общества к русской истории и роли России в мировом историческом процессе». Если честно, то логичнее было бы проводить Год российской мифологии. Потому что известно, как и когда появилось само название «Россия», заменив предыдущее наименование страны «Московия», что вызывало в мире лишь неприятные ассоциации и, говоря современным языком, портило имидж. Известно также, как вместе с названием московиты у соседей добрый кусок их истории отрезали и к своей приладили.
Припоминаю, каким шоком стала для меня еще в юности публикация в журнале «Новый мир» статьи В.Кардина, в которой развенчивались советские мифы. Тогда я впервые узнал, что ни залпа «Авроры» не было, ни победных боев 23 февраля под Псковом и Нарвой, ни еще многих россказней советской историографии.
А после университета я месяц простажировался в международном отделе газеты «Правда Украины», где имел шанс остаться на штатной работе, но не остался через ту же таки мифологию. Вообразите, 23-летний мальчик вдруг получил доступ к материалам так называемого «белого ТАССа». Так те спецвыпуски назывались, наверное, потому, что предназначались для «белых» людей - партийно-советской номенклатуры. В отличие от лживой печати для «широкого читателя», они содержали адекватную информацию, но только для служебного пользования. И что более всего поражало, готовили их те самые «выездные» бовины, жуковы, стуруа и другие лица, которые каждый день лили потоки обмана со страниц «Правды», «Известий» и той же «Правды Украины».
А уже со временем, после провозглашения независимости Украины, была в моей жизни дипломатическая работа – в частности, с 2000 года заместителем и директором департамента исполкома СНГ в Минске (по квоте Украины). В 2005-м я подал на имя министра рапорт с просьбой об отзыве, так как должен был бы «по должности» внедрять рожденуую в кремлевских кабинетах неоимперскую доктрину «общего гуманитарного простора СНГ». До увольнения в 2007 году из МИД по собственной инициативе, возглавлял отдел проблем СНГ. Опыт этой работы вдохновил, в частности, на такую эпиграмму:
Некоторые славят - крепчайшего в мире нет! -
Стратегическое партнерство вола и ярма.
Читайте также: Спор Руси С Московией закончится победой Украины
Думаю, в двух словах российскую историю можно охарактеризовать как историю экспансии. Как справедливо отметил в свое время Орест Субтельный, «с 1462 года, когда молодое Московское государство охватывало каких-то 24 тыс. кв. км, до 1914-го, когда Российская империя занимала 23,8 млн. кв. км, т.е. одну шестую суши Земли, территория России прирастала со средней скоростью 80 кв. км в день». А ведь известно: если где-то что-то прирастает, то где-то что-то уменьшается...
Еще студентом я удивлялся тогдашним двойным стандартам: если «наш» - это разведчик, если «их» - это шпион; когда речь шла о военной подготовке военнослужащих стран Варшавского договора - это «учения», а у подразделений НАТО - «маневры» и т. д. По-разному оценивать подобные исторические события - что это: история или скорее пропаганда? Ведь из учебников в России и до сих пор ясно, что якобы испанец Писарро - конкистадор, то есть завоеватель, а вот россиянин Ермак, который смирял туземное население Сибири, - «землепроходец». А еще в учебниках с гордостью рассказывалось о том, что россияне несли этим самым туземцам (и не только в Сибири, а и на Кавказе, в Центральной Азии и т.п., ведь недаром они «прирастали») письменность. Русскую, обычно.
Вот и задумался я над инициативой Медведева. А что если попробовать составить календарь памятных дат российской истории, среди них и тех, которые непосредственно касаются Украины - ведь не напрасно и коммунисты, и монархисты в один голос твердят об общем прошлом, которое хотели бы спроектировать на веки вечные. И начать этот календарь не с 1 января, а с 1 апреля - дня юмора, когда разрешается придумывать то, чего на самом деле не было, так как именно по этому принципу и выстраивалась история России. В этой работе я буду пользоваться преимущественно украинскими источниками, но не только: весьма выразительным, как по мне, является, например, издание «Московия», выпущенное в формате «Библиотеки В. С. Черномырдина», где рядом с очевидными извращениями можно натолкнуться и на жуткую правду.
Итак, дальше будет.
Перевод: Антон Ефремов