«Газеты пестрят пошлыми заявления интеллектуалов, которые убеждены, что 12% населения мира, которые живут на Западе, могут и дальше продолжать доминировать над 88% остальных людей». Кишор Махбубани, «Полушарие Новая Азия».
Это безапелляционное утверждение сингапурского дипломата Кишора Махбубани подводит черту под более чем ста выступлениями, которые наполнены беспочвенным презрением и построены на раздутой сверх всякой мере репутации Запада и его главного оружия - послушной прессы.
Конференция стран БРИКС в Нью-Дели прошла практически незамеченной в западных СМИ. Неисправимый и погрязший в грезах о собственном величии Запад намеренно игнорирует развивающиеся страны и не желает считаться с ними, вспоминая об их существовании лишь тогда, когда призывает их спасти Европу и поддержать колоссальный дефицит США. Китай обладает крупнейшими в мире валютными резервами: 3,2 триллиона долларов. На счету России 514 миллиардов долларов, Бразилии - более 350 миллиардов, Индии - больше 320 миллиардов. Немалая часть этих средств вложена в облигации американской Федеральной резервной системы, что сегодня объясняет заинтересованность этих государств в том, чтобы разнообразить свои вклады, поддержав единую европейскую валюту.
На страны БРИК приходится четверть поверхности Земли и 40% населения мира, а с 2008 года еще и 14% мирового ВВП. На прошлой неделе в Нью-Дели состоялся четвертый саммит БРИКС, в котором приняли участие лидеры пяти крупнейших развивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. После присоединения к группе ЮАР в апреле 2011 года экономический вес стран БРИКС достиг отметки в 11,7 триллионов долларов. В 2010 году номинальный ВВП членов БРИКС составил 18,5% от мирового значения. При пересчете с учетом паритета покупательной способности эта цифра достигает отметки в 26,7%. (1)
Читайте также: БРИКС призывают к реформе Всемирного банка и МВФ
Кроме того, экономический разрыв между странами БРИКС и большой восьмеркой продолжает сокращаться. Без России на остальную часть восьмерки (Канада, Франция, Германия, Япония, Италия, Великобритания и США) приходится 38,3% мирового ВВП с учетом паритета покупательной способности. Эта дистанция еще больше сократится в ближайшие годы, так как некоторым странам восьмерки лишь с огромным трудом удается справляться с их хроническими затруднениями. В то же время экономический рост стран БРИКС останется на стабильно высоком уровне. (…) 42% населения мира и огромный экономический потенциал превращают БРИКС в символ нового «полюса» мировой экономики. В более широком геополитическом смысле группа является признаком растущего сотрудничества развивающихся стран, которое представляет собой естественное следствие развития мировой экономической динамики. Финансовый кризис в Европе закрепил за БРИКС статус главного источника мировой экономической стабильности. В этой связи неоднократно поднимался вопрос о возможной помощи БРИКС для преодоления существующих трудностей в Европе, так как обладающей валютными резервами более чем в 4 триллиона долларов организации вполне по силам оказать эффективную поддержу ЕС. Страны БРИКС уже начали сотрудничество с Международным валютным фондом и могут и дальше расширить работу с ним, чтобы предоставить существенную помощь Европе. В то же время поддержка БРИКС скорее всего будет сопровождаться требованием группы расширить ее роль в системе руководства МВФ.
Ряд европейских стран являются основными торговыми партнерами членов БРИКС, в результате чего сама группа заинтересована в скорейшем восстановлении Европы (…).(1)
«Помимо торговли, экономики и реформы системы мирового управления на саммите БРИКС впервые прошло обсуждение и других важнейших мировых вопросов, таких как международная безопасность, терроризм, изменение климата, продовольственная и энергетическая безопасность. (…) Кроме того, главы государств впервые начали конкретную работу по подготовке намеченного на 2013 год будущего саммита, что служит признаком возникновения координации в их среде. Они поручили своим министрам финансов создать совместную рабочую группу, которая должна будет представить им в следующем году в Южной Африке проект создания собственного банка развития, направленного на финансирование инфраструктуры и инноваций в развивающихся странах». (1)
Расширение политической составляющей
В то время как США и Европейский Союз никак не могут выправить скользящую в сторону рецессии экономику, группа БРИКС выкладывает на стол собственные козыри, которые позволят ей к 2050 году стать новой движущей силой мира. Кроме того, группа не собирается следовать наложенному Европой и США на Иран экономическому эмбарго: участники саммита решили укрепить партнерские отношения с Тегераном, который поставляет нефть в Индию и Китай. Чтобы четко обозначить свою независимость от международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ, пять лидеров БРИКС подчеркнули в итоговом заявлении стремление группы создать собственный банк развития для финансирования крупных инфраструктурных проектов и предоставления кредитов бедным государствам.
Также по теме: Кирпичи БРИКС на слабом растворе
К тому же, страны-участницы договорились о повышении объемов товарообмена внутри организации, которые должны возрасти с нынешних 280 миллиардов долларов до 500 миллиардов долларов к 2015 году. В ближайшие три года Индия и Россия намереваются перейти на использование собственных национальных валют в двусторонних торговых операциях, чтобы снять тем самым зависимость от курса американского доллара. Наконец, впервые за все время члены БРИКС посвятили часть встречи обсуждению вопросов международной политики. (…) Что касается ситуации в Сирии, Китай и Россия, две державы, которые обладают правом вето в Совете безопасности ООН, подчеркнули нерушимость суверенитета стран и призвали остальные государства БРИКС отклонить все предложения о военном вмешательстве. (2)
Западная дестабилизация в государствах БРИКС: Китай
Приведем два примера, которые позволят нам понять, как западный империализм испокон веков пытался раздавить тех, кто слабее его. XIX век представляют Англия и Франция, которые устроили раздел Китая и разграбили Летний дворец (об этих события в тот момент, кстати говоря, крайне нелестно отозвался Виктор Гюго).
Доминик Лозюрдо (Dominique Losurdo) предельно четко описал механизм грабежей и раздела Китая: «В 1820 году на Китай, который мог похвастаться долгой историей и на протяжении веков или даже тысячелетий занимал видную позицию в развитии человеческой цивилизации, приходилось 32,4% мирового ВВП. В 1949 году в момент своего основания Китайская народная республика была одной из самых бедных, если не беднейшей страной во всем мире. Причиной этого краха была империалистическая и колониальная агрессия, которая началась с Опиумных войн.
Эти бесславные войны, которые в тот момент приветствовались самыми выдающимися представителями либерального Запада (такими как Алексис Токвиль и Джон Стюарт Милль), открыли новую, трагическую главу в истории великой азиатской страны. (…) По мере приближения к концу XIX века Китай все больше начинает походить на игрушку в руках судьбы, над которой он больше не властен. Картина напоминает всеобщий сговор людей и стихий. Китай с 1850 по 1950 годы - это крупнейшие в истории народные восстания, пальба иностранных войск, вторжения и гражданские войны, а также череда мощных природных катаклизмов. По-видимому, никогда еще за всю мировую историю число жертв не было настолько большим. (3)
Читайте также: Могут ли страны БРИКС создать новый мировой порядок?
«Всеобщее резкое снижение уровня жизни, развал государственного аппарата и правительства с его бессилием, коррумпированностью и подчиненности загранице - все это отяготило и без того разрушительные последствия наводнений и голода: «Во время великого голода в Северном Китае в 1877-78 годах погибло более девяти миллионов человек». Эта произошедшая незадолго до китайской революции трагическая история бесследно растворяется в историографии и пропаганде, которые окружают очерненный культ героев. (…) По этому последнему пункту стоит также ознакомиться с книгой одного американского автора, который с большим состраданием описывает ключевую роль Вашингтона в политике изоляции и экономического удушения Китайской Народной Республики в эпоху холодной войны.
(…) Принятое США в удачный момент решение об эмбарго усугубило и без того катастрофический экономический и гуманитарный кризис. Задачи эмбарго можно вывести из исследований и проектов администрации Трумана, а также заявлений и признаний политического руководства: создать в Китае «уровень жизни на или ниже отметки уровня существования», вызвать «экономическое и культурное отставание», «примитивный и неконтролируемый уровень рождаемости», «народные волнения», установить «высокую цену» для любого «общественного устройства», устроить «хаос». (3)
Второй, более новый случай касается рассказа американского писателя Майка Дейзи (Mike Daisey), который летом 2010 года побывал на китайских заводах, где выпускают iPhone, iPad и другую продукцию компании Apple. Вернувшись в США, Майк Дейзи рассказал в эфире популярной государственной радиостанции о том, как видел на заводах одного из подрядчиков Apple вооруженную охрану и работающих на производстве детей 12, 13 и 14 лет». (4)
«Западные СМИ сразу же начали разносить обвинительный рассказ Майка Дейзи. Сегодня радио, в эфире которого он сделал эти громкие заявления, признает, что в них были «большие неточности». Даже сам Майк Дейзи не отрицает, что в них содержался целый «ряд погрешностей». Но как простому писателю внезапно удалось выступить на крупной радиостанции и добиться внимания американской прессы (The New York Times посвятил ему одну из редакционных статей)? Дело в том, что западные СМИ испытывают такую враждебность к Китаю, что готовы распространять любую «информацию», которая так или иначе способна навредить имиджу этой страны, в том числе, как мы видим, и неприкрытую ложь». (4)
«Китайская пресса не дала ввести себя в заблуждение и здраво прокомментировала ситуацию: «В текущем мировом экономическом климате, который делает западную аудиторию открытой для любых антикитайских теорий, успех подобного рода передачи не удивителен». «Одно из главных достижений человечества в ХХ веке прошло практически незамеченным в Европе: практически все китайцы теперь могут есть досыта. Сегодня 1,2 из 1,3 миллиарда китайцев не знают голода, хотя площади сельскохозяйственных земель крайне ограничены, а нехватка водных ресурсов представляет собой серьезную проблему…» Западное общественное мнение попросту не знает об этом достижении, потому что его от него скрыли. Как не усмотреть за этим высокомерием западных СМИ ностальгию по эпохе, когда Китай был для империалистов всего лишь предназначенным для раздела пирогом?» (4)
Также по теме: Получится ли у БРИКС победить на выборах во Всемирном банке?
Заключение
БРИКС - это не только группа наиболее динамичных стран с развивающейся рыночной экономикой, но и объединение трех развивающихся континентов: Азии, Африки и Южной Америки. Само его существование подчеркивает тот факт, что новый центр экономической деятельности постепенно смещается от Северной Америки и Европы, то есть развитых государств «севера» к развивающимся странам «юга».
Связан ли их успех с мировым рынком или тем, что всякая развивающаяся страна проходит через фазу подъема? Или же мы наблюдаем за пришествием нового мира, который может стать примером для других развивающихся государств? Так, их сотрудничество для «противодействия» развитым странам и их мнению являются в наших глазах признаком перемен, которые в отличие от альтерглобалистской философии подкрепляются конкретными фактами. 15 апреля 2010 года в Бразилии четыре страны-континента решили взять в свою судьбу в собственные руки и больше не быть пассажирами в поезде глобализации. Их заявление, которое, как ни удивительно, натолкнулось на завесу молчания в западных СМИ, ставит под сомнение унаследованные после Бреттон-Вудского соглашения основы мирового устройства. В БРИКС надеются, что реформу квот МВФ удастся завершить во время намеченного на ноябрь этого года саммита большой двадцатки. (5)
Более того, нельзя не отметить, что Запад постепенно сдает позиции и впервые в истории вынужден пойти на попятный в международных вопросах. Самосуд над Каддафи, развал Судана, Ливии, Ирака и Йемена - все это стало последней каплей. Впервые в истории два государства смогли остановить нацелившуюся на Сирию адскую машину, несмотря на фанфаронство вассалов США. В политике неизбежно произойдут перемены, и Башар Асад подчинится принятым на выборах решениям, однако американский проект «Великого Ближнего Востока» так и останется всего лишь несбыточным умопостроением.