Знаменитая пятерка стран приобретает все большее влияние, в то время как мы, европейцы, это влияние утрачиваем. Вот к чему приводят кризисы в Европе. Недавно в Дели прошла четвертая встреча глав государств БРИКС. Когда они собирались на свою первую встречу в 2009 году, кризис уже начался, хотя мы, европейцы, тогда еще не отдавали себе в этом отчета. Конечно, это расплата за наши грехи: разбазаривание средств, отсутствие сильных лидеров, бесконтрольное обращение евро, разобщенность. Но главная причина заключается в том, что центр силы смещается на Восток, и наш кризис – это всего лишь форма, которую приобретает наша неспособность ответить на вызов.
Давайте внимательно приглядимся к пятерым главам государств: Дилме Русеф, Дмитрию Медведеву, Манмохану Сингху, Ху Цзиньтао и Джэкобу Суме. Они очень различаются во всем: в интересах, доходах, в политических и экономических идеях. Это подметил тот, кто больше других способствовал созыву данной встречи и более десяти лет тому назад придумал саму аббревиатуру БРИК: Джим О'Нейл, президент банка Goldman Sachs, уже тогда предугадавший их стремительный экономический рост.
Читайте также: БРИКС и строительство нового мира
Тогда их было четверо (Бразилия, Россия, Индия и Китай), потом к ним присоединилась Южно-Африканская Республика, и они стали называться БРИКС. Африканская страна непременно должна была присутствовать в их рядах. Но будучи столь разными, они имеют одно свойство, которое объединяет все больше и больше: они не Европа и не США. Этот образ наводит на многие размышления о масштабе и причинах наших проблем. Большинство их жителей проживают в Азии: более 2,5 миллиардов человек, или одна треть человечества. То же самое можно сказать и о занимаемой ими территории: помимо Китая и Индии, Россия по своему географическому положению - скорее страна азиатская, чем европейская. Между соседями всегда возникают ссоры, но все три гиганта евроазиатского континента – Россия, Китай и Индия - представляют собой грозный и внушительный геополитический потенциал. Давайте на минуточку задумаемся о тех языках, на которых они разговаривают. Наиболее близким к нашему миру является португальский, на котором говорят в Бразилии. Английский всего лишь является вторым государственным языком в Индии и Южно-Африканской Республике. Эти две страны являютcя хорошим поводом для размышления для европейских стран, разговаривающих лишь на одном языке.
Растущее влияние стран группы БРИКС будет иметь замечательную возможность проявить себя при избрании нового президента Всемирного Банка. Эту должность традиционно занимал гражданин США. Президент Обама и постарался подыскать весьма подходящего кандидата для развивающегося мира. Это американец корейского происхождения, прогрессивно мыслящий профессор медицины Джим Йонг Ким, долгое время возглавлявший отдел по борьбе со СПИДом во Всемирной организации здравоохранения. Но у стран БРИКС есть еще более достойный и представительный кандидат на эту должность: женщина из Нигерии Нгози Оконджо-Ивеала (Ngozi Okonjo-Iweala), ранее занимавшая должность министра иностранных дел и экономики своей страны.