По ту сторону Атлантики происходят вещи, которые шумно опровергают очень устойчивый миф. Он заключается в том, что будто бы в Италии Ватикан и Церковь обладают сильной властью, вмешиваются в политику, привлекая ее к достижению собственных целей, делают то, что в других странах, в нормальных светских демократических государствах, Церковь не позволяет себе делать. Но если посмотреть, как действуют епископы в Соединенных Штатах, находясь лицом к лицу с администрацией Барака Обамы, то по сравнению с ними итальянские епископы выглядят робкими воспитателями. В лицо Обаме епископы Соединенных Штатов публично бросают обвинение в нарушении ни много ни мало, а первой из десяти поправок американской Конституции, касающейся религиозной свободы. Прежде никогда не случалось, чтобы президенту вменялись столь тяжкие обвинения, которые касаются самих основ устройства нации. Ведь Соединенные Штаты возникли именно во имя общей защиты религиозной свободы от всякой светской власти, начиная с государственной. Европа отвергала эту свободу, и отцы-паломники ее искали и нашли в Новом Свете. Таковыми Соединенные Штаты были всегда: нацией, в которой религиям отводится естественное и неотторжимое место в обществе, и беда тому, кто на них собирается покушаться.
Искрой, от которой разгорелся конфликт, стали нормы, выпущенные в январе Министерством здравоохранения, которые обязывают все институты, включая и католические, застраховать своих сотрудников. В медицинскую страховку входят и стерилизация, и противозачаточные меры, и аборты, то есть такие операции, которые многими отвергаются, даже и не только католиками. Первая волна протестов заставила администрацию Обамы ввести в феврале некоторые частичные исключения из норм. Но протесты не только не утихли, а разгорелись с новой силой, сконцентрировавшись на «ране», нанесенной этими неприемлемыми мерами высшему достоянию каждого гражданина, то есть свободе совести. «Не Церковь хочет заставить кого-то делать что-то, а федеральное правительство вынуждает Церковь, верующих и институты действовать против учения самой Церкви», - так высказался административный комитет Конференции епископов Соединенных Штатов (в Италии этот орган соответствует постоянному совету Конференции итальянских епископов) в декларации 14 марта. Это заявление поражает и своим стилем, очень прямолинейным и лапидарным, совершенно далеким от обтекаемого языка, характерного почти для всех церковных документов. В этом же стиле действует и президент американских епископов, архиепископ Нью-Йорка и, недавно назначенный, кардинал Тимоти Долан, новый лидер группы епископов, которые были назначены Бенедиктом XVI в Соединенных Штатах в эти последние годы.
Читайте также: Католики и православные надеются преодолеть раскол
Вместе с католической церковью против выступили и другие церкви и религиозные сообщества, группы и институты, отдельные граждане различных вероисповеданий и неверующие, так как идет борьба за свободу всех. «Не за республиканскую, демократическую, консервативную, либеральную, а просто за американскую свободу», - гласит манифест епископов. Белый дом поспешил отреагировать, распространив 16 марта рабочий документ на 32 страницах, пересматривающий опротестованные меры. Словно бы мало было этого скандала, в это же время произошел впечатляющий переворот и в другой инициативе администрации Обамы, также касающийся религиозной свободы. Дело шло о лютеранской евангелической школе Hosanna Tabor. Министерство юстиции утверждало в Верховном суде, что религиозные группы, а, следовательно, и эта школа, должны быть подвержены обвинениям в дискриминации, когда они назначают своих лидеров и сотрудников, подчиняясь внутренним религиозным правилам, которые исключают, например, тех, кто не разделяет доктрину этой группы. Суд отверг этот тезис единодушно девятью голосами против. А если бы суд проголосовал за этот тезис, то под антидискриминационные меры подпали бы выборы Папы, который не может быть ни женщиной, ни неверующим.