3 апреля 1801 года. «Два столетия назад началась оттепель: указом либерала Александра І российским подданным было снова разрешено осуществлять поездки за границу». Именно так и написано в издании «Московия» из «Библиотеки В.С. Черномырдина». Странное представление о либерализме и оттепели. Отголоском того либерализма был еще пункт в советской анкете о связях с заграницей. Вообще все, что по ту сторону границы, в России традиционно воспринималось как что-то подозрительное и враждебное. А вот относительно либерализма Александра І следует напомнить: восхождению «императора-либерала» на царский престол предшествовали дворцовый переворот 12 марта 1801 г. и убийство его отца Павла ІІ. Закончился этот либерализм известной «аракчеевщиной» (по фамилии всесильного царского фаворита-реакционера Аракчеева). Впрочем еще в том же 1801-м манифестом Александра І о присоединении Восточной Грузии (вследствие которого власть в Картлии и Кахетии от грузинской династии перешла к наместнику царя) началась многолетняя экспансия России на Кавказе.
Третьего апреля 1922 года - ровно 90 лет назад - на пленуме ЦК РКП(б) генеральным секретарем ЦК был избран Иосиф Сталин. «Сначала эта должность была исключительно административной, и лишь стараниями самого Сталина этот пост стал важнейшим в советском государственном устройстве», - сказано в «Московії». Сколько миллионов человеческих жизней стоили эти «старания Сталина» (ишь, какое слово российские историки нашли!), можем лишь догадываться.
А вот 4 апреля 1794 года ни в издании «Московия», ни в учебниках для русских ВУЗов не обозначено. Небось, потому, что дата эта «неприятная». В тот день в битве при Роцлавице освобожденные Тадеушем Костюшко польские крестьяне победилили профессиональную российскую армию. К Польше мы еще вернемся, а пока запомним: нет ни одной военной силы, способной остановить свободу.
Читайте также: Год российской мифологии
Зато 5 апреля 1242 года - любимая дата российских историков. Как патетически пишет «Московия», «летописи и житие святого Александра (Невского. - Авт.) прославляют (по старому стилю) новую победу любимого народом князя». Речь здесь идет о победе над ливонскими рыцарями на Чудском озере. А так ли оно было на самом деле, предлагаю узнать из замечательной книги Владимира Белинского «Страна Моксель, или Московия». Тот, кто еще не читал этой основательной работы, откроет для себя немало нового, в частности, и относительно личности Александра Невского.
Шестого апреля 1924 года патриарх Московский Тихон сделал достоянием гласности послание к пастве по поводу Украинской церкви, которая провозгласила свою независимость, и сообщил, что берет на себя управления УПЦ. Как известно, патриарх Тихон не принял большевистского переворота и был арестован. 8 декабря 1923 года был распространен циркуляр Наркомата юстиции № 2540 «О запрете поминать во время богослужения лиц, которые находятся под судом, в частности, гражданина Белавина», т.е. Тихона. Перед этим, 26 июня 1923 года, заключенный патриарх под давлением признал законность советской власти. Затем 21 марта 1924 года президиум ЦИК принял постановление о прекращении дела относительно гражданина Белавина. Интересно, конечно, что вопрос, кого поминать во время службы, решал Наркомат юстиции, а постановление о прекращении уголовного дела принимал не суд, а ЦИК. И намного интереснее (и поучительнее!) то, что и опальный патриарх, и его оппоненты единодушны в одном: они были и остаются врагами любой (государственной или церковной) независимости Украины.
Восьмого апреля 1956 года эмигрантская газета «Украинские вести» напечатала разоблачительную статью Ивана Багряного «Московская точка над «и» (по поводу сообщения ТАСС «Почему культ личности чужд духу ленинизма»): «Не понравился настоящим «коллективным руководителям» культ личности, который они сами из Сталина образовали, и они против культа личности и выступают... Не против террора, не против сталинских концлагерей, не против сталинской системы рабства, не против сталинского своеволия ЦК и партии над миллионами, не против сталинской ежовщины, голода, раскулачивания и т.п. - нет! Лишь - против культа личности».
Продолжение следует
Перевод: Антон Ефремов