Слышали ли вы хоть раз о том, что какая-нибудь война, восстание или конфликт закончились или сбавили обороты из-за нехватки боеприпасов в одном из враждующих лагерей? Ничего подобного никогда не случалось.
Бедность - магнит для оружия
Война притягивает деньги, а деньги притягивают оружие. Однако его можно найти отнюдь не только в военных зонах или богатых странах. В самых бедных регионах мира его тоже в избытке. Загляните в города, где царит повальная нищета. Туда, где младенцам не хватает молока, у молодежи нет книг, а животы урчат от каждодневного голода. Недостатка оружия там явно не ощущается.
Пистолеты, револьверы, винтовки, автоматы, гранатометы и прочее - все это привычное зрелище в беднейших уголках нашей планеты.
Немало оружия можно обнаружить и в регионах, население которых, хотя и не умирает от голода, но страдает от серьезной нехватки воды. В городах и деревнях Судана, в Йемене, лесах Колумбии и на Шри-Ланке. От гор в Конго до Чечни и Афганских пустынь - каждый год из этого оружия убивают полмиллиона человек.
875 миллионов единиц стрелкового оружия в мире
По инициативе Женевского института международных отношений и развития был открыт проект Small Arms Survey, в задачу которого входит анализ рынков и последствий от международной торговли стрелковым оружием.
Читайте также: Импорт оружия из России в Сирию резко возрос
Участвующие в проекте аналитики полагают, что в настоящий момент во всем мире в обращении находятся 875 миллионов единиц оружия этого типа. Оно выпускается на более чем тысяче заводов в более чем 100 государствах, тогда как общий объем оружейного рынка достигает семи миллиардов долларов в год.
Все эксперты единодушно подчеркивают, что главное препятствие для смягчения разрушительных последствий от распространения стрелкового оружия - это недостаток информации. Учитывая анонимность производителей, покупателей и продавцов оружия, а также завесу тайны, которая окружает цель поставок, количество и тип выпущенного на рынок оружия, сформировать эффективную государственную политику очень непросто.
Кроме того, все эти факторы подрывают международные усилия, которые необходимы для противостояния транснациональной угрозе. Холодная война и ускорение глобализационных процессов привели к усилению двух тенденций, которые усложняют контроль над стрелковым оружием и доступ к информации: речь идет о распространении и приватизации.
Частных производителей становится все больше
Сегодня поставщиков более, чем достаточно, тогда как в роли продавцов и покупателей все чаще выступают уже не правительства и их вооруженные силы. На сцене появилось множество «частных» клиентов, таких как повстанцы, боевики, террористы и разнообразные преступные группы.
Взрывообразный рост числа предложений не стал ни для кого секретом: если раньше оружие выпускали не более нескольких сот предприятий, то сегодня их уже больше тысячи, и это число продолжает расти.
Если раньше они находились лишь в строго ограниченном числе государств, работая по сути как продолжение правительства (пусть даже официально это могли быть и частные предприятия), то сегодня они встречаются на каждом шагу. Правительственный контроль серьезно ослаб. Международные компании действуют совершенно независимо, так что перед «потребителями» открывается все более широкий спектр поставщиков, у которых они могут сделать заказ.
Также по теме: Торговлю оружием возьмут под контроль?
Спрос рождает предложение
То же самое касается и спроса на оружие. Число клиентов и их потребности в стрелковом оружии становятся все больше. При этом, как ни парадоксально, количество войн с участием по меньшей мере двух стран заметно уменьшилось. С 1990-х годов межгосударственные вооруженные конфликты возникают все реже и реже.
В то же время число внутренних конфликтов резко пошло в гору: гражданские войны, восстания, вооруженные столкновения политических движений. Так, например, арабская весна, значительно повысила спрос на рынке стрелкового оружия. До сирийского кризиса автомат Калашникова (классический АК-47) на черном рынке можно было приобрести за 1200 долларов, тогда как сегодня он стоит не меньше 2100 долларов.
Лицемерие правительств
Как бы то ни было, правительства и военные продолжают играть ключевую роль на мировом рынке стрелкового оружия. США и Европа до сих пор являются его главными производителями и экспортерами.
Как ни парадоксально, но американское и европейские правительства в то же время прилагают самые серьезные усилия для сдерживания распространения оружия этого типа по всему миру. Хотя все мы, конечно, уже давно привыкли к царящему в международных отношениях двуличию, которое обычно выражается в набивших оскомину официальных заявлениях без каких-либо реальных последствий.
Тем не менее, когда международное сообщество безучастно смотрит на распространение стрелкового оружия и оставляет свободу действий зарабатывающим на нем предприятиям, безразличие и лицемерие стоят множества человеческих жизней.