Всего за несколько дней туарегским мятежникам удалось захватить все крупные города на севере Мали. Пьер Жакмо (Pierre Jacquemot) из Института международных и стратегических исследований объясняет подоплеку их наступления, которое ставит под угрозу безопасность столицы Бамако.
Le Figaro: Что представляет из себя территория региона Азавад, который практически полностью удалось захватить туарегам?
Пьер Жакмо: Этот регион на севере Мали, независимости которого добиваются туареги, не просто «колыбель» их народа. Уже долгое время эта территория играет важную роль в незаконной торговле оружием, автомобилями, сигаретами, а также заложниками. Кроме того, несколько лет назад через него также пошла перевозка кокаина из латинской Америки. Таким образом, за всеми заявлениями туарегов и исламистов не стоит упускать из вида и значительные финансовые интересы.
- Туареги могут продолжить наступление и добраться до столицы?
- Таков катастрофический для Бамако сценарий. Дело в том, что если туареги возьмут Мопти, торговый город и важный порт на границе севера и юга страны, то смогут легко спустится по реке Нигер до Сегу и оттуда добраться до Бамако.
Читайте также: Все бойцы американского элитного спецназа в Мали "на месте"
Но кто может их остановить? Малийская армия пришла в полный упадок. Хотя бывший президент Амаду Тумани Туре и сам был генералом, ему так и не удалось реорганизовать вооруженные силы. Военная хунта, которая захватила власть 22 марта этого года, в частности выразила свое недовольство повальной коррупцией. Кроме того, армия ослаблена присутствием бывших туарегских мятежников, которых приняли в ее ряды после предыдущих восстаний. Сегодня же они вновь присоединяются к своим собратьям. Таким образом, вооруженным силам приходится иметь дело с большим количеством дезертиров, в числе которых в субботу оказался командующий гарнизона в Кидале Эльхадж Аг Гамау. Армия ослаблена после путча, который устроили молодые офицеры: они расформировали генеральный штаб и отстранили от командования полковников и генералов.
Тем не менее, скорее всего туареги попытаются укрепить свои позиции на севере, чтобы договориться с Бамако о независимости региона. Для этого им нужно подавить все очаги сопротивления, которые продолжают борьбу даже после бегства военных.
- Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА), крупнейшее объединение туарегских мятежников, получает поддержку от исламистов. Как складываются их отношения?
- Хотя НДОА и называет себя светским объединением, оно действительно получает поддержу от салафитского ополчения под командованием туарега Ияда Аг Гали, который сыграл ключевую роль во взятии Кидаля. Кроме того, о своем участии в наступлении также говорит Движение за единство и джихад в Западной Африке, которое является отколовшейся группой «Аль-Каиды в исламском Магрибе» под руководством малийцев и мавританцев. Как бы то ни было, в Сахаре все зачастую упирается в отношения племен и кланов: временные союзы создаются, рушатся и перерастают в конфликты. Таким образом, существует немалая вероятность того, что эти группы в итоге начнут бороться между собой.
Также по теме: Париж рекомендует французам не оставаться в Мали
- Возможно ли создание туарегского государства?
- Нет. Это нарушило бы принцип нерушимости колониальных границ, который уже полвека действует в Африканском Союзе. Разумеется, есть из него и несколько исключений, такие как Южный Судан и Эритрея, но это уже совершенно особые случаи. Прежде всего, трудно представить себе жизнеспособность такого региона с учетом отсутствия экономических ресурсов и инфраструктуры. Кроме того, в регионе существует множество других этнических групп, таких как мавры и тубу, которые никогда не согласятся на контроль туарегов. Наконец, какими будут границы этого государства? Туареги проживают не только на севере Мали, но и в Буркина-Фасо, Нигере и Алжире. А эти государства никогда не пойдут на пересмотр своих границ.
- Могут ли соседние страны помочь Бамако?
- Разумеется. В уставе Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) предусмотрено, что оказавшееся в тяжелом положении государство может обратиться за поддержкой к соседним странам. Кроме того, в распоряжении Нигерии есть опытная армия, которая неоднократно играла миротворческую роль в региональных конфликтах, как, например, это недавно было в Либерии. Более того, соседние страны сами заинтересованы в том, чтобы стабилизировать ситуацию и не дать беспорядкам распространиться на их сахарские территории. Тем не менее, с призывом о помощи может обратиться лишь легитимное правительство, а ЭКОВАС отказывается признавать правительство, которое пришло к власти в результате военного переворота. Буркина-Фасо, которая традиционно играет важную дипломатическую роль в разрешении конфликтов в Западной Африке, пытается найти способ восстановить в Мали гражданское правительство. Один из обсуждаемых вариантов заключается в том, чтобы временно передать власть до следующих выборов председателю Национального собрания Мали Дионкунде Траоре. Но он сейчас находится в изгнании. В любом случае, дипломатам нужно дать хунте возможность уйти с достоинством, позволив ей вернуться обратно в казармы и пообещав безнаказанность для всех ее членов.