Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лавров уподобился Налбандяну

Глава МИД России исказил факты и при этом выразил недовольство Азербайджаном

© коллаж ИноСМИЭльмар Мамедъяров и Сергей Лавров
Эльмар Мамедъяров и Сергей Лавров
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Баку 3 апреля между главой российского внешнеполитического ведомства и руководителем МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым состоялись переговоры относительно карабахского урегулирования.

В ходе визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Баку 3 апреля между главой российского внешнеполитического ведомства и руководителем МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым состоялись переговоры относительно карабахского урегулирования.

Как отметил на пресс-конференции по окончании переговоров Мамедъяров, в последние годы Россия и лично президент Дмитрий Медведев прилагали интенсивные усилия для урегулирования проблемы.

По мнению Лаврова, «статус-кво» не отвечает «ничьим интересам - то есть ни интересам Азербайджана, ни интересам Армении, которая хочет получить доступ к внешнему миру». «Конечной целью является решение проблем конкретных людей», - сказал Лавров.

Он выразил несогласие с мнением о том, что в ходе переговоров не учитываются интересы азербайджанских беженцев. По его словам, во всех наработках посредников, которые обсуждались в различных вариантах президентами, «детализированное, развернутое» внимание уделялось задачам возвращения беженцев.

Лавров также не согласился с мнением о том, что 4 резолюции Совета Безопасности ООН в отношении карабахского конфликта не выполняются. При этом он был не точен в фактах. В частности, Лавров отметил, что резолюции принимались в разгар конфликта, и целью было остановить военные действия, «а эта задача достигнута». Согласно Лаврову, после этого была создана Минская группа, которую возглавляли Россия и США, а потом к ним присоединилась Франция. Лавров подчеркнул, что стороны сами согласились решать конфликт в формате Минской группы ОБСЕ.

Читайте также: Диллема Азербайджана

Однако Минская группа была создана еще весной 1992 года, до принятия резолюций СБ ООН, а триумвират сопредседателей был введен спустя 5 лет.

В целом Лавров выступил против силового решения проблемы подобно ливийскому сценарию.

Вместе с тем Эльмар Мамедъяров деликатно поправил своего коллегу, напомнив, что резолюции СБ ООН требовали немедленного и безусловного вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. Как уместно напомнил Мамедъяров, резолюции СБ ООН «не имеют срока давности», и Азербайджан считает необходимым их выполнение. Он также подчеркнул, что Азербайджан понимает и принимает, что в рамках Минской группы ОБСЕ процесс должен быть продолжен и доведен до логического конца - определения правового статуса Нагорного Карабаха. «Это звенья одной цепи», - сказал азербайджанский министр.

В свою очередь Лавров отметил, что в ходе встречи министров иностранных дел Азербайджана и России 3 апреля в Баку были затронуты вопросы ускорения переговорного процесса по пролонгации соглашения об аренде Россией Габалинской РЛС. Как сообщил Лавров, не вдаваясь в детали переговоров по Габалинской РЛС, которые ведутся между Минобороны РФ и правительственной комиссией Азербайджана, стороны отметили необходимость активизации переговорного процесса. По его словам, азербайджанская сторона в настоящее время рассматривает предложения России. «Вскоре, как я понимаю, мы получим реакцию», - сказал Лавров.

Между тем глава МИД АР сообщил, что азербайджанская правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Ягуба Эюбова в ближайшее время представит ответы на российские предложения. «Это процесс переговоров, самое главное, что мы их ведем», - сказал Мамедъяров.

Также по теме: Железная дорога может стать поворотом в урегулировании карабахского конфликта

На вопрос, возможна ли реанимация идеи совместного использования Габалинской РЛС Россией и США, предложенной Москвой еще 5 лет назад, Лавров ответил, что эта инициатива была выдвинута в связи с планами США при президенте Буше по развертыванию глобальной системы ПРО в так называемом третьем позиционном районе.



Россия предлагала делиться информацией с США в порядке взаимности с целью отслеживания угроз ракетного распространения. Теперь американцы намерены реализовывать планы поступательного наращивания своих возможностей ПРО, по которой Россия также выразила свое беспокойство. «Мы готовы вести диалог и обсуждать самые разные варианты. Главное - чтобы работа была совместной», - сказал глава российского внешнеполитического ведомства, добавив, что Россия против того, чтобы ей навязывали готовые решения, создающие риски для ее стратегических ядерных сил.

Напомним, ранее российская пресса сообщала, что Азербайджан предложил повысить стоимость арендной платы Габалинской РЛС с 7 млн. долларов до 300 млн. долларов, что вызвало возражения официальной Москвы.

Во время пресс-конференции Сергей Лавров также заявил о недопустимости вмешательства внешних игроков в вопросы использования акватория Каспия. «Мы убеждены, что вопросы, касающиеся использования акватория Каспийского моря, должны решаться с учетом мнения всех 5 прикаспийских государств. Именно в этом смысле ускорение работы над конвенцией о правовом статусе Каспия приобретает особую актуальность. Мы исходим из того, что внешние игроки, в том числе Европейский Союз, будут с уважением относиться к тем государствам, которые являются прибрежными странами на Каспии», - сказал Лавров.

По его словам, позиции России и Азербайджана едины в том, что необходимо в полной мере выполнить решения, достигнутые президентами 5 прикаспийских государств на Бакинском саммите в ноябре 2010 года. «Это касается скорейшего вступления в силу соглашения о сотрудничестве в области безопасности на Каспии, это касается и продвижения вперед в подготовке конвенции о правовом статусе Каспия», - сказал Лавров.

Читайте также: Перекинется ли война из Ирана в Карабах

Отметим, что осенью прошлого года ЕС дал старт переговорам с Азербайджаном и Туркменистаном о строительстве Транскаспийского газопровода, против которого выступают Россия и Иран, ссылаясь на неурегулированность правового статуса Каспия и угрозы экологии моря.

Итак, обо всем по порядку. Начнем с того, что, заявив о том, что главной целью четырех резолюций Совбеза ООН, принятых в 1993 году с апреля по ноябрь, было установление режима прекращения огня, господин Лавров мало того что солгал, но и повторил позицию не официальной Москвы, которая была изложена в этих документах, а министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, озвученную днем ранее.

Напомним, Россия объявила себя правопреемницей СССР и тем самым сохранила место постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето. Проще говоря, ни одно решение Совбеза ООН нельзя было принять без согласия России. В худшем случае представитель России должен был воздержаться во время голосования по той или иной резолюции.

Сразу отметим, что все четыре резолюции были приняты Совбезом ООН единогласно. То есть Россия, министром иностранных дел которой является господин Лавров, проголосовала за эти резолюции. Внизу приводятся выдержки из двух резолюций, второй и последней, четвертой. Эти выдержки касаются именно вопроса установления режима прекращения огня и вывода армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий. «Резолюция 853 (1993) от 29 июля 1993 годa

Совет Безопасности... подтверждая свою резолюцию 822 (1993) от 30 апреля 1993 года,...вновь подтверждая суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе, вновь подтверждая также нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории...

Также по теме: В вопросе Карабаха у Путина нет таких иллюзий, как у Медведева


1. Осуждает захват Агдамского района и всех других недавно оккупированных районов Азербайджанской Республики;

3. Требует незамедлительного прекращения всех военных действий и немедленного, полного и безоговорочного вывода участвующих в конфликте оккупационных сил из Агдамского района и всех других недавно оккупированных районов Азербайджана;

4. Призывает заинтересованные стороны достичь прочных договоренностей о прекращении огня и соблюдать их;...

14. Постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом. Принята единогласно на 3259-м заседании.

Резолюция 884 (1993) от 12 ноября 1993 годa

Совет Безопасности... подтверждая суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе, подтверждая также нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории,...

1. Осуждает недавние нарушения установленного сторонами прекращения огня, которые повлекли за собой возобновление военных действий, и в частности, осуждает оккупацию Зангиланского района и города Горадиз, нападения на мирных жителей и обстрел территории Азербайджанской Республики;

2. Призывает правительство Армении использовать свое влияние с целью достичь соблюдения армянами Нагорно-Карабахского региона Азербайджана резолюций 822 (1993), 853 (1993) и 874 (1993) и обеспечить, чтобы вовлеченным силам не предоставлялись средства для продолжения их военной кампании;

4. Требует от заинтересованных сторон немедленного прекращения военных действий и враждебных актов, одностороннего вывода оккупирующих сил из Зангиланского района и города Горадиз, вывода оккупирующих сил из других оккупированных недавно районов Азербайджана в соответствии с «Обновленным графиком неотложных мер по осуществлению резолюций 822 (1993) и 853 (1993) Совета Безопасности», с внесенными в него поправками на совещании Минской группы, состоявшемся в Вене 2-8 ноября 1993 года;

Читайте также: Судьба Кавказа решаеться в Азербайджане

5. Самым настоятельным образом призывает заинтересованные стороны срочно возобновить соблюдение прекращения огня, установленного в результате прямых контактов, предпринимаемых при содействии правительства Российской Федерации в поддержку Минской группы, и сделать его эффективным и постоянным; продолжать поиск возможностей урегулирования конфликта путем переговоров в контексте Минского процесса и «Обновленного графика» с внесенными в него поправками на совещании Минской группы 2-8 ноября 1993 года...

9. Постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом. Принята единогласно на 3313-м заседании».

Повторим, что эти резолюции были приняты единогласно. Одним словом, Россия не имела никаких претензий к формулировкам основополагающих положений этих резолюций. Так что С.Лавров, будучи министром иностранных дел России, которая проголосовала за эти резолюции, может ознакомиться с вышеприведенными выдержками в «Зеркале». Тогда он, будучи опытным дипломатом, придет к единственному выводу: Совет Безопасности рассматривал установление режима прекращения огня и вывод войск из оккупированных вокруг Нагорного Карабаха районов как одновременную и единовременную акцию. Минская группа ОБСЕ разработала даже график вывода войск. Одним словом, установление режима прекращения огня и деоккупация территорий не имели никакого отношения и никак не могли быть увязаны, по мнению Совбеза ООН, в том числе России, с политическим урегулированием конфликта, то есть определением правового статуса Нагорного Карабаха.

Таким образом, вывод один: после установления режима прекращения огня ни Россия, ни другие члены МГ ОБСЕ, а потом и сопредседатели не сделали ровным счетом ничего, чтобы добиться выполнения остальных положений четырех резолюций Совбеза ООН.

Много упреков раздается в адрес Азербайджана по поводу нарушения договоренностей и требований резолюций Совбеза ООН о прекращении огня. Выдержки из резолюций Совбеза говорят об обратном. Претензии имелись к армянской стороне. Но дело в том, что даже если азербайджанская сторона каждый раз нарушает режим прекращения огня, обвинять официальный Баку в этих действиях нелогично. Ведь после каждой устной или же письменной договоренности об установлении режима прекращения огня армянская сторона, как и сейчас, отказывалась покинуть оккупированные территории.

Также по теме: СМИ Армении о карабахской "карте" - самое опасное недоразумение


Лавров прав только в одном. Мирные переговоры пошли не по тому руслу, то есть Армении и сопредседателям удалось увязать деоккупацию территорий с определением правового статуса Нагорного Карабаха с согласия официального Баку.

Причем это произошло после 1993 года. Таким образом, вина за то, что переговоры пошли не по тому руслу, и, как следствие, за то, что территории до сих пор остаются под оккупацией, и за то, что министр иностранных дел России, находясь даже в Баку, позволяет себе так искажать факты, полностью лежит на нынешней правящей элите.

Далее, нельзя не заметить, что господин Лавров недоволен тем, что официальный Баку до сих пор не дал своего согласия на продление аренды Габалинской РЛС. А зачем? Только за хорошее отношение, которое будет выражаться исключительно в публичных комплиментах в адрес высших руководителей Азербайджана? Не думаем, что они в этом особо нуждаются. Поэтому Россия уже рассматривает запасные варианты, позволяющие сохранить стратегическое военное присутствие на Южном Кавказе, которое было обеспечено до сих пор именно Габалинской РЛС.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян в интервью московскому «Коммерсанту» подтвердил готовность Армении предоставить свою территорию для строительства радиолокационной станции типа «Дарьял» в Габале. Если Россия и Азербайджан не договорятся об условиях аренды Габалинской РЛС, даст ли Армения добро на строительство подобной станции на своей территории? На этот вопрос Саркисян ответил: «Почему нет? Если наша территория представляет собой такой интерес, мы готовы обсуждать этот вопрос». «Думаю, что здесь даже могут быть преимущества, так как Армения - горная страна. Охват может быть шире», - сказал Саркисян.

Ранее о возможности перевода РЛС из Азербайджана в Армению упоминал бывший начальник одного из управлений российского генштаба генерал Ивашов. Он даже указал место, где можно построить станцию, назвав гору Арагац (4042 метра). Данные публикации можно считать косвенной формой давления Москвы на Баку с целью получить согласие на пролонгацию договора об аренде РЛС в Габале, который истекает в этом году. Ведь, как мы уже отметили, недавно была распространена информация, будто Баку потребовал поднять стоимость аренды с 7 до 300 млн. долларов в год. Однако Москва считает эту сумму завышенной.

Читайте также: Баку возлюбил Карабах

Тем не менее, строительство новой РЛС в Армении обойдется намного дороже, и на это уйдет не один год.

Но самым главным последствием станет охлаждение отношений между Баку и Москвой. Вслед за уходом русских из Габалы в Азербайджане могут появиться объекты НАТО с целью защиты от угроз со стороны Ирана и не только.

Напомним, РЛС в Габале предназначена для слежения за пуском баллистических ракет на территории от Средиземного моря до Индийского океана. Она была построена в середине 80-х годов прошлого года.

И, наконец, будучи в Баку, выражать недовольство по поводу возможных внешнеполитических решений Азербайджана (речь идет о строительстве Транскаспийского газопровода, который не может быть построен без согласия официального Баку) как-то не совсем корректно. Официальный Баку, по сути, ответил и на эти претензии господина Лаврова.

Азербайджан фактически не является участником проекта Транскаспийского газопровода. Об этом, как сообщает «Туран», заявил журналистам президент Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев. «Лишь после того, как Евросоюз и Туркменистан договорятся по этому проекту, азербайджанская сторона может рассмотреть возможность обеспечения транзита газа через свою территорию. После достижения результата сторонами Баку может рассмотреть варианты и возможности обеспечения транзита», - сказал Абдуллаев.

Напомним, 12 сентября 2011 года Совет Евросоюза предоставил мандат Еврокомиссии на проведение переговоров с правительствами Азербайджана и Туркменистана по строительству Транскаспийского газопровода. С тех пор состоялось три раунда переговоров между сторонами.

Ранее, 29 февраля текущего года, на пресс-конференции в Баку министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев заявил, что готовятся два важных документа, которые планируется подписать в текущем году. Первый документ носит политический характер и выражает поддержку «Южному газовому коридору». Его подпишут президенты Азербайджана и Туркменистана - Ильхам Алиев и Гурбангулу Бердымухаммедов, а также глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Второй документ - это межправительственное соглашение между официальными Ашгабатом и Баку по строительству Транскаспийского газопровода, в котором будут определены ответственность и гарантии сторон по реализации проекта.

Одним словом, позиция официального Баку проста. Евросоюз и Туркменистан должны договориться между собой о поставках энергоресурсов в обход России. Если подобное соглашение будет достигнуто, можно будет говорить о строительстве Транскаспийского газопровода, что отвечает интересам Азербайджана.