Часто многие развивающиеся страны называют "землей контрастов". Но Россия - она другая, это земля явных и откровенных противоречий.
Государство жестко контролирует телевидение, но не газеты. Средний годовой доход у россиян составляет около 13000 долларов, однако это, пожалуй, единственная страна с таким достатком, живущая в страхе перед частыми отключениями электроэнергии. Многие москвичи разъезжают по городу в роскошных немецких машинах, но в столице нет организованной службы такси. Если тебе нужно такси, ты обычно заказываешь по телефону машину с радиосвязью или просто тормозишь проезжающие мимо автомобили.
Читайте также: Возвращение российских белых
Будучи крупным экспортером зерна, Россия вынуждена импортировать миллионы тонн мяса и птицы для внутреннего потребления. Неудивительно, что иностранцам трудно понять происходящее в этой стране, поэтому они так часто меняют свое мнение. Открывшись навстречу миру в 1995 году, вскоре после падения коммунизма, российский фондовый рынок заканчивает почти каждый год либо в тройке лидеров, либо в тройке аутсайдеров.
Есть пословица, гласящая, что деньги говорят, а богатство шепчет. Но в Москве богатство отплясывает на барной стойке. Москва это мировая столица хвастливой показухи с ее дикими вечеринками по выходным и шампанским за десять тысяч долларов. В столицах других формирующихся рынков также можно увидеть крайности, но здесь все приобретает гипертрофированные формы. Я знаю одного московского бизнесмена, который по выходным ездит собирать грибы на вертолете. Местные историки говорят, что это похоже на нездоровое разложение, как в последние дни древнего Рима. Но если не считать Санкт-Петербург, этот город-витрину Петра Великого с его каналами, то остальные крупные города России выглядят серо и мрачно, оставаясь очень советскими как по внешнему облику, так и по нравам.
Также по теме: Российская автократия и будущее "арабской весны"
Поездка по России напоминает путешествие во времени. Москва и Санкт-Петербург соединены скоростной железной дорогой, завезенной из Германии, но в остальных частях страны средний возраст подвижного состава равен двадцати годам, а многие вагоны еще из советского времени. Проехать 700 километров из Москвы в Санкт-Петербург можно менее чем за четыре часа. Но поездка примерно на такое же расстояние из Москвы в Казань, которую называют "третьей столицей" России, занимает 13 часов, то есть, целую ночь. Государственные инвестиции чрезвычайно малы, составляя всего 20% ВВП, то есть, менее половины того, что инвестирует у себя Китай - и поэтому система начинает трещать по швам. Продажи автомобилей растут двузначными темпами (особенно это касается машин класса люкс), а дороги в Москве и вокруг нее разваливаются, вызывая самые мощные в мире пробки.
Такие противоречия - это не просто особенность культуры. Они таятся в самом сердце системы. Кремль позволяет предпринимателям преуспевать в розничной торговле, в интернете, в СМИ и прочих потребительских секторах, сохраняя при этом государственный контроль над стратегическими отраслями, особенно над нефтегазовой. Хотя на долю нефти и газа официально приходится чуть более 20% ВВП, Всемирный банк заявляет, что эти цифры занижены из-за сложной системы подсчетов. Официальная статистика явно занижает решающую роль нефти, продажа которой дает около половины дохода в федеральный бюджет, составляет две трети экспорта и обеспечивает экономическое развитие. Если нефтяные цены снизятся на 30%, темпы экономического роста упадут до нуля. Результатом всего этого является экономика с двумя системами, одна из которых относительно свободная, а вторая авторитарная. В 2007 году мне казалось, что эти противоречия временные, и Россия преодолеет их, превращаясь в европейскую экономическую державу. Но сейчас они похожи на ее квазипостоянное состояние. Россия это заблудившееся нефтегосударство.