Российская телерадиокомпания «Пульс» оказалась под мощным давлением со стороны правительства. Этот канал, который вещает уже больше 20 лет, стал настоящим символом профессии, прогибающейся под гнетом цензуры.
Директор телеканала «Пульс» Алексей Скляров, которого окрылило антиправительственное протестное движение и стремление к демократизации России, решил перейти к открытой критике властей. Кроме того, в январе он создал и возглавил местное объединение избирателей, задачей которого был надзор за проведением президентских выборов.
Тем не менее, добиться многого ему не удалось. Не прошло и недели, как власти устроили обыск в офисе редакции с целью изъять документы и провести полную инспекцию собранной информации.
К тому же, предполагаемыми нарушениями «Пульса» сразу же заинтересовались местное агентство телерадиовещания, организация по защите прав потребителей и областной прокурор. «Они сделали это исподтишка», - заявил Алексей Скляров.
Печальные итоги
Хотя российские журналисты и не находятся под таким давлением, как их китайские коллеги, их профессиональная деятельность все же далека от общепринятых демократических критериев.
Так, Россия оказалась на 142 позиции из 179 в рейтинге свободы прессы, который ежегодно составляют «Репортеры без границ».
Читайте также: Смелая журналистка и блогер с Кавказа обвиняет
«Панорама свободы прессы в России по-прежнему очень мрачна. Декабрьские демонстрации 2011 года предвещали грядущую неопределенность. Хотя редакции по-прежнему стремятся к открытости, репрессивному государственному аппарату до сих пор удается противостоять этому движению», - отмечают в ассоциации.
После непродолжительного периода свободы в 1990-х годах, президент Владимир Путин подавил большую часть независимых СМИ, поддерживая неослабевающее давление на их редакции на протяжении двух президентских мандатов в 2000 и 2004 году. Таким образом, последние 12 лет в России наблюдается ощутимый упадок независимой и протестной прессы.
В настоящий момент главные телеканалы, а также большая часть прессы принадлежат людям, которые имеют тесные связи с Кремлем и государственной властью.
Тем не менее, свобода прессы ощутимо расширилась с приходом к власти Дмитрия Медведева. Нападения на журналистов осуждались очень сурово. Тем не менее, оттепель опять-таки оказалась недолгой. Парламентские выборы декабря 2012 года вновь окутали СМИ завесой молчания.
В стране прошли крупные акции протеста против массовых нарушений на выборах. Люди вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство, так как СМИ были вынуждены хранить молчание. Хотя власти, разумеется, категорически отрицают любое давление на прессу.
«В нашей стране гарантирована свобода прессы», - заявил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Как бы то ни было, все люди, с которыми удалось встретиться представителями редакции «Пульса», говорят об опасности, которая грозит всем критикам правительства.
«Наш канал, который занимает это помещение уже более 20 лет, грозятся выгнать отсюда под предлогом нарушений радиочастот», - объясняет директор канала. Если региональный арбитражный суд признает, что его компания виновна в нарушении лицензии, ее лишат большей части финансирования.
Алексей Скляров признает эти нарушения, но добавляет, что они незначительны и были допущены еще очень давно. Возбуждение этого дела он связывает со своим решением освещать и комментировать избирательную кампанию.
Также по теме: Французкую писательницу и журналистку Анн Нива выслали из России
Несмотря на телефонный разговор с высокопоставленными кремлевскими чиновниками и личное требование председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаила Федотова, местные власти продолжили вести разбирательство.
Прессе по-прежнему затыкают рот
Московской прессе также не удается избежать давления, хотя оно и направлено преимущественно на независимых журналистов. Так, двое видных сотрудников независимой радиостанции «Эхо Москвы», которая принадлежит государственной корпорации «Газпром», были смещены практически без объяснения причин.
Работники радиостанции в штыки восприняли эти кадровые решения. По мнению первого заместителя главного редактора «Эхо Москвы» Сергея Бунтмана, речь идет о попытке повлиять на редакционную политику.
Указание правительства
Это решение было принято сразу же после заявлений новоизбранного президента Путина. Он подчеркнул, что радиостанция слишком упорно критикует все его действия. «Эхо Москвы» действительно регулярно освещала антиправительственные демонстрации и предоставляла слово оппозиционным лидерам.
В официальном пресс-релизе, который появился на сайте радиостанции, ее главный редактор Алексей Венедиктов выразил сомнение, что такая перестановка является непосредственной инициативой Газпрома, а не указанием властей.
Президент компании «Газпром-медиа» Николай Сенкевич пояснил, что это решение было обусловлено повышенным вниманием со всех сторон, и что отставка независимых директоров была частью необходимых перемен.
Кроме того, числятся в этом печальном списке и другие малоприятные инциденты, например, заморозка средств оппозиционной «Новой газеты» и увольнение руководства издательского дома «Коммерсант» после публикации фотографии бюллетеня, на котором написано ругательство в адрес Владимира Путина. Это не считая грубости сотрудников правоохранительных органов, которые не церемонятся с освещающими антиправительственные акции журналистами.
В январе 2012 года Союз журналистов России (эту организации считают подконтрольной Кремлю) назначил нового директора Центра экстремальной журналистики, задача которого заключается в обеспечении свободы прессы в России. Новым руководителем стал не кто иной, как советник бывшего президента России Бориса Ельцина.
Читайте также: Путин похвалил мужество журналистов
По мнению бывшей сотрудницы центра Ирады Гусейновой, члены союза рассматривают это назначение как способ заставить организацию замолчать.
Видимость открытости
Хотя независимая пресса оказалась под жесточайшим давлением, правительство в то же время проявило удивительную мягкость по отношению к некоторым телеканалам. И даже предложило несколько новых реформ для обеспечения свободы слова.
Кроме того, в ближайшее время будет принят закон, который должен облегчить процедуру регистрации политических партий. Молдавская журналистка Наталья Морарь смогла вернуться в Россию после четырехлетнего запрета, который был вызван ее расследованием коррупции в государственных кругах. Что еще удивительнее, Путин предложил создать в стране пространство для диалога по примеру лондонского «Гайд-парка», где каждый может поделиться собственным мнением.
Впервые за долгие годы черный список, в который попадают лишенные права на выступление в СМИ общественные и политические деятели, кажется, отошел на второй план.
Так, в прошлом месяце оппозиционные лидеры Борис Немцов и Сергей Удальцов появились в эфире одного из государственных каналов. Невиданное дело для противников Кремля.
«Телевидение должно было приспособиться к народным требованиям, - отметил Александр Морозов, директор Центра медиаисследований Института истории культур, - невозможно скрывать то, что происходит в стране».
Неустойчивые перемены
Тем не менее, политическое ток-шоу «Госдеп» с Ксенией Собчак на российском MTV было снято с эфира сразу же после первого выпуска. Гостем второй программы по задумке ведущей должен был стать знаменитый блогер и борец с коррупцией Алексей Навальный. Некоторым такая инициатива явно пришлась не по вкусу. «Алексея Навального попросту не пускают в телеэфир», - уверен Александр Морозов.
Также по теме: Путин и журналисты
НТВ (еще один телеканал холдинга «Газпром-медиа») недавно выпустил серию репортажей, в которых попытался доказать, что оппозиция получает финансирование из США. Журналисты и часть населения страны восприняли их как клевету и попытку манипулировать общественным мнением. Они провели акцию протеста и призвали к бойкоту канала.
Новый канал под контролем Кремля
Предложение Медведева о создании нового государственного канала получило второе дыхание. Проект предусматривает формирование телерадиокомпании с минимальным участием правительства. «Задачей его вещания будет развитие гражданского общества, стремление внушить каждому необходимость быть хорошим гражданином, - заявил Михаил Федотов. - Канал попытается напомнить каждому о чувстве морального долга, необходимости ходить на выборы, перерабатывать мусор…»
Президент Медведев выберет руководителя канала среди группы лиц, которую определят президентский Совет по правам человека и Общественная палата (известна своей верностью Кремлю).
«Часть бюджета телеканала предоставит государство, - заявил Федотов. - У многих людей это вызывает сомнение в его независимости от власти».
Кроме того, спорные моменты касаются и конкуренции с другими каналами, а также образовательной роли программ. С этим в «Эхо Москвы» категорически не согласны. Вот что считает Сергей Бунтман: «Телевидение – это источник информации, а не образование. После десятилетий коммунистического режима и очень краткого периода свободы прессы, ее независимость так и не стала традицией в России. Верить, что все может начаться с телевидения – полный абсурд».
Кроме того, он подозревает, что новый канал окажется под контролем Кремля: А что, если кто-то решит, что на нем слишком много негатива?
Читайте также: Когда под цензуру попадает даже Медведев
Владимир Путин угрожает будущему СМИ
Сегодня многих преследует вопрос о том, каким окажется будущее журналистики поле инаугурации Владимира Путина 7 мая 2012 года.
«Будущее СМИ будет зависеть от того, как поступит Путин. Он либо решит работать со всеми, либо сохранит национал-патриотическую линию», - уверен Александр Морозов.
«Вполне возможно, что Владимир Путин не будет усиливать давление на СМИ, с учетом все более позитивного имиджа за границей, где его критикуют относительно мало».
«Вся эта видимость либерализации СМИ - всего лишь временное явление», - объясняет президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. Эта некоммерческая организация ведет наблюдение и собирает информацию о нарушениях свободы прессы. После вступления в должность Владимира Путина Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которое в настоящий момент подчиняется Министерству связи и массовых коммуникаций, перейдет в ведение Министерства культуры. А три кандидата на должность нового руководителя по работе со СМИ - это главы трех телеканалов, которые итак уже принадлежат государству.
Хотя в редакции «Пульса» продолжаются обыски, которые Александр Скляров называет не иначе как «агрессией», ему все же удалось выиграть один из процессов. Довольный победой директор заявил: «Мы боремся и продолжим бороться. У меня сильный характер, несмотря на возраст. Я вешу 120 кило. Если я что-то начну, никто меня уже не остановит».