Недавние заявления Митта Ромни (Mitt Romney) о России, которую он назвал «геополитическим врагом номер один» для Америки, могут принести ему тактическую пользу, но, безусловно, предполагают скверный политический курс.
Россию нельзя считать главным геополитическим врагом Америки. В сущности, она даже не определилась, враг ли она нам вообще. После холодной войны она надеялась стать частью Запада, однако ей помешали отношение к ней Евросоюза и НАТО, а также трудности, с которыми она столкнулась в новом мире как большая расположенная в Центральной Евразии держава с коммунистическим прошлым и экономическими проблемами. Однако, несмотря на расширение НАТО, американскую противоракетную оборону, поправку Джексона-Вэника и многое другое, врагом США Москва так и не стала и продолжала сотрудничать с Западом по целому ряду вопросов от Северной Кореи до войны с джихадизмом. Совсем недавно она согласилась разместить в Ульяновске базу НАТО. Враг вряд ли будет так вести себя, и уж точно так не будет поступать «геополитический враг номер один».
Россия никогда всерьез не вела себя враждебно. Настоящий враг поставлял бы оружие талибам, сражающимся в Афганистане с войсками США и НАТО. Точно так же настоящий враг поступал бы и в Ираке. Кроме того, он стремился бы создать военный альянс и разместить свои войска у вражеских границ, как делали СССР и Соединенные Штаты во время холодной войны. (США продолжали эту политику и позднее, включив в НАТО 12 стран Восточной Европы и приблизившись к границам России, несмотря на возражения Москвы.)
Безусловно, Россия возражает против расширения американского военного присутствия за рубежом и против американской политики распространения демократии по всему миру. Однако многие американцы, в том числе некоторые консерваторы, столь же подозрительно относятся к нынешней глобальной политике США – особенно на фоне истощающих страну внутренних расходов. Поддержка демократии перестает выглядеть безобидным занятием, когда она сопровождается продвижением к твоим границам самого мощного в мировой истории военного блока, обладающего большим количеством ядерного оружия.
Ромни попытался прояснить свою позицию по России в статье, которая вышла в Foreign Policy:
«Он отказался от наших объектов ПРО в Польше, не добившись в обмен от России значимых уступок. Он еще раз ограничил наш ядерный арсенал – на радость России. Он капитулировал перед требованиями России о том, чтобы резолюция ООН по иранской программе создания ядерного оружия не предусматривала парализующих санкций. Москва отблагодарила его за эти подарки обструкцией в ООН по целому ряду проблем. Она продолжает вооружать режим жестокого сирийского диктатора и блокирует попытки международного сообщества остановить резню, которая идет в Сирии. Она постоянно препятствует нам в вопросах, имеющих жизненную важность для национальной безопасности Америки. Итог трех лет политики президента Обамы в отношении России выглядит так: «Мы отдаем, Россия забирает»».
Давайте рассмотрим каждое из этих утверждений подробнее.
Ромни забывает о том, что НАТО к западным границам России привели старомодная паранойя Польши по отношению к Москве и неудачные геостратегические решения, которые были приняты в Вашингтоне и в Брюсселе при Клинтоне и Буше. Сейчас поляки, частично умышленно, а частично неумышленно, собираются повторить этот опыт и еще раз настроить против себя Москву, разместив вдоль границ России направленную против угрозы с юга систему противоракетной обороны, которая в ближайшие десятилетия может быть расширена и получить способность противостоять российским ракетам. Почему русские боятся нескольких комплексов ПРО, неспособных угрожать российской ядерной мощи? Когда Москва согласилась на вступление в НАТО объединившейся Германии, русским пообещали, что дальше на восток Североатлантический альянс продвигаться не будет. С тех пор в НАТО успели вступить 12 стран, расположенных восточнее Германии, и от политики восточного продвижения альянс по-прежнему не отказывается. Неужели ни один ответственный российский специалист по оборонной политике не предположил бы на этом фоне, что система ОМП будет со временем усиливать свой потенциал и расширяться географически?
Ромни прав говоря о том, что администрация заключила с Россией договор, ограничивающий количество американских ракет. Однако этот договор также ограничивает количество российских ракет и предотвращает дисбаланс во взаимном сдерживании, который мог бы быть создан ростом ядерного арсенала США, потенциалом нового «противоракетного щита» в Восточной Европе и сохранением прежнего числа российских ракет.
Компромисс, которого добилась администрация в вопросе о санкциях ООН в отношении Ирана, совсем не похож на капитуляцию. Как постоянный член Совета безопасности ООН Россия обладает правом наложить вето на любую его резолюцию. Соответственно, чтобы принять любые меры, необходимо достичь компромисса с Россией и Китаем. Если бы не расширение НАТО, Китай вполне мог бы сейчас остаться единственной державой, угрожающей подобными вето. В таком случае, его было бы проще уговорить на более жесткие санкции. Однако занявшись расширением НАТО без участия России, Соединенные Штаты потеряли потенциального сильного союзника, получив в обмен на это безопасность Европы от несуществующей угрозы, мощь латвийских ВВС и демократизацию стран, которые в любом случае не могли не перейти к демократии.
Ромни также неправ, говоря, что Россия не сотрудничает с нами в сирийском вопросе. Она присоединилась к двум резолюциям ООН по сирийскому кризису – в начале февраля и совсем недавно, - поддержав в частности мирный план Кофи Аннана. Да, Москва действительно продолжает продавать Сирии, в которой находится база российских ВМС, оружие, так же как США продолжают продавать оружие множеству столь же репрессивных арабских режимов – в частности, Саудовской Аравии и Йемену. Скажем, в Бахрейне, где находится американская военно-морская база, правительство жестоко подавило восстание с помощью Саудовской Аравии. Вашингтон не одобряет эти режимы и их методы, но вынужден иметь с ними дело – таковы жестокие реалии мира международной политики.
Список прямых угроз нашей безопасности выглядит довольно длинным—в него входят Иран, Венесуэла, Северная Корея, исламизм и, возможно, Китай. Но России в нем нет. Если заявления губернатора о России - отражение его реальных взглядов, а не временный политический маневр, направленный на то, чтобы завоевать доверие правых избирателей, тогда у консервативных реалистов, которых волнуют отношения между США и Россией, есть повод для беспокойства.
Заявления Ромни о России могут принести ему пользу как элемент предвыборной кампании, однако они предполагают крайне неудачную будущую политику в отношении России. Если губернатор Ромни станет кандидатом от республиканцев, я буду за него голосовать. Но по вопросу о России мы с ним останемся, иначе не скажешь, политическими врагами.
Гордон Хан – внештатный старший научный сотрудник программы по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), старший научный сотрудник исследовательской и образовательной программы по терроризму Монтерейского института международных исследований (Monterey Institute of International Studies), приглашенный доцент Монтерейского института международных исследований и старший научный сотрудник Центра исследования терроризма и разведки (CETIS), Akribis Group.