Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бывают ли антисоветские русофилы?

2 апреля в Варшаве под эгидой Польско-российского центра диалога и примирения состоялось заседание на тему «Куда движется Россия?», в котором приняли участие политолог Лилия Шевцова и главный редактор Gazeta Wyborcza Адам Михник (Adam Michnik).

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛилия Шевцова
Лилия Шевцова
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Михник и Шевцова спорили, наверняка ли Россия без Путина будет лучше, чем Россия с Путиным. «На мой взгляд, при любом сценарии, даже самом худшем, Россия без Путина будет лучше, потому что он и его команда деморализуют страну сверху донизу», - говорила Шевцова. Она убеждала, что Путин, будучи офицером КГБ низкого ранга не является выдающейся личностью, как и все его окружение.

Польша из Москвы выглядит Европой. Россия из Варшавы все еще больше напоминает Советский Союз, чем свободную страну. Участники заседания пытались развеять этот стереотип. «Тезис, что Россия обречена на авторитаризм, в корне ошибочен», - утверждал Михник, в очередной раз заявив, что он чувствует себя «антисоветским русофилом». «Известный исторический экскурс Яна Кухажевского (Jan Kucharzewski) «От белого царизма к красному» превосходен, но в итоге он оказался неверным. Россия – это уже не деспотия, там есть демократы и все еще возможна демократия. Только мы не знаем, когда она будет», - продолжал он.

Лилия Шевцова объясняла, что российское общество изменилось. Об этом свидетельствуют массовые акции протеста, прошедшие после недавних выборов в Думу и перед президентскими выборами 4 марта. «Волна этих протестов ушла, конечно, в песок, но это не значит, что все было впустую. Однажды она вернется с удвоенной силой», - говорила Шевцова.

Читайте также: Новая внешняя политика Польши


По мнению Шевцовой, избрание Владимира Путина на третий президентский срок означает начало агонии нынешней власти. Но этот процесс может оказаться долгим, а его течение (будет ли оно спокойным или кровавым) предугадать сложно.

Михник и Шевцова спорили, наверняка ли Россия без Путина будет лучше, чем Россия с Путиным. «На мой взгляд, при любом сценарии, даже самом худшем, Россия без Путина будет лучше, потому что он и его команда деморализуют страну сверху донизу», - говорила Шевцова. Она убеждала, что Путин, будучи офицером КГБ низкого ранга не является выдающейся личностью, как и все его окружение. Их главная цель – обогащаться, оставаясь безнаказанными, а более масштабных целей или идей на будущее у них нет.

С тем, что в путинской команде отсутствуют идеи, Михник согласился. Он рассказал о нескольких своих встречах с нынешним премьером, который станет вскоре президентом России, отметив, однако, что в случае сценария, при котором власть перешла бы в руки националистов или национал-коммунистов, мы еще можем по Путину заскучать.

Также по теме: Лилия Шевцова - россияне недооценили опыт Балтийских стран

И Михник, и Шевцова сошлись на том, что российский путинский авторитаризм – это более мягкая копия системы, созданной Александром Лукашенко. «На самом деле Путин ничего не придумал, большинство идей он позаимствовал из лукашенковской Белоруссии», - говорила Шевцова. Тем не менее, надежды на перемены остаются, так как вопреки стереотипу, что русские – это народ рабов, в них дремлет огромный демократический потенциал, который стал заметен, например, на московских улицах. «Столица России совершенно отвернулась от Путина и буквально глумится над ним. А не контролируя Москву, Россией управлять невозможно», - убеждала Шевцова.

Самое любопытное расхождение во взглядах касалось восприятия Польши из Москвы. По мнению Шевцовой, Польша – это в полной мере демократическое государство, чье развитие идет в противоположном от России направлении. Михник же говорил, что у нас не все так идеально, как кажется из-за рубежа.

Участники дискуссии полностью согласились друг с другом в одном: некогда Польша была страной романтиков, идеалистов и даже мистиков, русские же мыслили прагматично и реалистично, но сейчас все стало наоборот. Россияне, особенно продемократически ориентированные, стали мистиками, а поляки обеими ногами стоят на земле. «Это доказывает, что все может когда-то измениться, и даже Россия может стать демократическим государством», - подытожил Адам Михник.