Десять лет прошло с тех пор, как народ и военные за менее чем 48 часов подавили попытку фашиствующих элементов совершить государственный переворот против президента Венесуэлы Уго Чавеса (11 по 13 апреля). Это событие стало поворотным моментом в истории Латинской Америки, поскольку до него все попытки свержения законных правительств при поддержке США неизбежно заканчивались успехом. Чавес вдохнул новую жизнь в Организацию стран экспортеров нефти (ОПЭК), добившись более справедливых цен на этот углеводород и намереваясь превратить огромные запасы венесуэльской нефти в инструмент независимости, развития, социальной справедливости и латиноамериканского единства. В эпоху расцвета неолиберальных идей столь независимое поведение вызвало приступ бешеной ярости и империалистов США и их латиноамериканских прихвостней, всегда рассматривавших нефтяные месторождения как свою вотчину.
Придя к выводу о невозможности победить венесуэльского лидера на выборах, США вместе с местной олигархической буржуазией приняли решение отстранить его от власти насильственным путем. Переворот планировался в течение нескольких месяцев администрацией Джорджа Буша-младшего и местной буржуазией. Их сообщниками выступили генералы-предатели, верхушка католической церкви, лидеры традиционных партий, профсоюзные руководители и владельцы крупных СМИ. Согласно разработанному плану, должно было пролиться море крови, чтобы впоследствии оправдать сам военный переворот и обвинить Чавеса в совершении преступлений против человечества. Согласно, плану, предполагалось столкнуть участников шествия сочувствующих оппозиции –которым изменили маршрут следования без предварительного предупреждения – с решительно настроенной и компактной группой сторонников Чавеса, защищавшей дворец Мирафлорес. По обеим группам должны были открыть огонь снайперы. Обо всем этом говорилось в заранее записанном воззвании мятежников. Они рассчитывали также на то, что охрана президента откроет огонь против безоружных людей, когда увидит надвигающуюся на нее толпу. Но этого не произошло потому, что люди не позволили мятежникам приблизиться к дворцу. В любом случае, президент отдал приказ не открывать огонь. Благодаря заботе о сохранении человеческих жизней, которой с самого начала были проникнуты действия Чавеса и его сподвижников, и, конечно же, сокрушительному провалу заговора, столкновения имели гораздо менее кровопролитный характер. Всегда следует помнить о бесчеловечных действиях мятежников, которые одним росчерком пера разогнали все государственные органы и начли преследования, убийства и аресты сторонников Чавеса.
Читайте также: Венесуэльская оппозиция объединяется вокруг Каприлеса, но сможет ли он победить Чавеса?
Решительный поворот в событиях произошел, когда Чавес в сопровождении одного лишь своего адъютанта смело ворвался в логово мятежных генералов. Пользовавшийся огромной поддержкой народа конституционно избранный президент, захваченный мятежниками, в жесткой форме отказался подписать свое отречение от высшего государственного поста. Все это вместе взятое, а также поддержка большинства командного состава среднего звена и рядовых (это станет ясно буквально через несколько часов) поставили мятежников в весьма шаткое положение. Они обладали огромным преимуществом, поскольку контролировали все средства массовой информации, неустанно передававшие видеосюжет, смонтированный в соответствии с их трактовкой событий, и твердившие об отставке Чавеса. Однако вскоре с Кубы прозвучал твердый и одновременно взволнованный голос его дочери Марии Габриэлы Чавес (María Gabriela Chávez), передавшей всему миру послание своего отца о том, что он не отрекался от своего поста и находится в плену у мятежников.
Начиная с этого момента, события стали развиваться совсем в другом ключе. С Кубы поступили новые сообщения, в которых говорилось о поддержке Конституции строевых командиров, восстановлении в своей должности преданного и способного Хосе Висенте Ранхеля (José Vicente Rangel), бывшего в ту пору министром обороны, который немедленно отдал приказ об аресте путчистов.
Ответный удар был столь сокрушительным, что оппозиция, к тому времени уже превратившаяся в откровенно контрреволюционную силу, не смогла привлечь на свою сторону ни одного из тех представителей среднего класса, проживающих в восточной части Каракаса, которые за несколько часов до этого вышли на антиправительственные демонстрации.
Также по теме: Три сценария для Венесуэлы
Большинство руководителей оппозиции продолжают заигрывать с США в преддверии октябрьских выборов президента страны. Они опять рассчитывают на переворот, поскольку понимают, что не обладают необходимым количеством голосов, чтобы победить Чавеса. Им бы не следовало забывать пословицу о том, что сколь веревочка ни вейся, а конец все равно будет.
Нельзя без волнения вспоминать победоносное возвращение венесуэльского лидера на плечах простых людей из народа тут же слившегося воедино с военными, державшими в руках винтовки и государственные флаги и вновь взявшими под свою охрану президентский дворец. Каждый чувствовал всеми фибрами своей души, что открывается новая страница в борьбе за независимость народов Южной Америки. Так в действительности и произошло, подтверждением чему станет встреча глав государств американских государств в Картахене (Cartagena).
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Yomero
США – ГРЯЗНАЯ ПОЛИТИКА
Вспомним ту роль, которую сыграло посольство США в убийстве мексиканского президента Франсиско Игнасио Мадеро (Francisco Ignacio Madero) и в совершении государственного переворота против президента Сальвадора Альенде (Salvador Allende) в Чили.