Встреча глав американских государств, прошедшая в колумбийском городе Картахена де Индиас (Cartagena de Indias) по замыслу должна была стать важной вехой современной истории. Она была и социальным форумом, наиболее полным собранием представителей деловых кругов за всю историю Латинской Америки. И, наконец, на ней собрались около тридцати глав государств, чтобы обсудить дальнейшие пути развития своих народов.
Однако все отчетливо осознавали, что основная часть пожеланий большинства латиноамериканских стран были неприемлемы для Вашингтона. Президент Обама не мог дать свое согласие на присутствие на ближайших встречах руководителей диктаторского режима Кубы, или пойти на серьезное обсуждение вопроса об отмене уголовной ответственности за распространение наркотиков, тем более, накануне президентских выборов в ноябре нынешнего года.
Читайте также: Десть лет изменившие Латинскую Америку
США также не захотели поддержать требование Аргентины о возврате ей Мальвинских островов. Ввиду всего вышеизложенного, и в особенности из-за непростого кубинского вопроса, не было принято коммюнике, которое бы сглаживало разногласия. Но подобные встречи призваны также сыграть роль усилителя звука, придающего значимость и торжественность уже принятым заявлениям и договоренностям. Вот этого в Картахене наблюдалось с избытком.
Представители латиноамериканских стран единогласно выступили за присутствие Кубы в качестве полноправного члена на следующей встрече глав государств. Причем данное предложение нашло наиболее горячую поддержку в лице главного союзника США в данном регионе и яростного противника любых боливарианских устремлений – президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса (Juan Manuel Santos).
По вопросу борьбы с наркотиками мнения разделились. Никто не предлагает прямо завтра отменить уголовную ответственность за наркотики. Речь идет о том, чтобы признать неэффективной борьбу с наркоторговлей с помощью чисто полицейских методов, которые лишь усугубляют проблему гражданской безопасности, ставшую настоящим бичом этих стран. То есть, налицо необходимость переосмысления данной проблемы. Ввиду отсутствия консенсуса по многим вопросам Обама решил прибегнуть к призывам взаимодействовать на благо всех в то время, когда макроэкономические показатели латиноамериканских стран являются самими лучшими за всю историю. И вот еще одно косвенное подтверждение. Президент Венесуэлы Уго Чавес ни за что не пропустил бы эту встречу на высшем уровне, если бы не его действительно плохое самочувствие. Невозможность выработки единой платформы по этому кругу вопросов несколько принижает значимость прошедшей встречи, которая в полной мере не оправдала возложенных на нее ожиданий. Но это отнюдь не означает, что страны Латинской Америки не проявили беспрецедентной силы убежденности и свободы мысли.