Редко когда какой-либо коммунистической партии удается восстановиться после глубокого кризиса, который – в результате применения стратегии и тактики, несовместимых с принципами и ценностями марксизма-ленинизма- на практике привел к отказу от основной цели: взятия власти для построения социализма.
Распад СССР и реставрация капитализма в России в значительной степени способствовали переходу многих коммунистических партий на позиции социал-демократии, а в некоторых случаях привели даже к их исчезновению или превращению в неолиберально-буржуазные партии.
На этом мрачном фоне Бразильская коммунистическая партия (БКП) является тем исключением, которое вселяет надежду. Проведя более одного десятилетия в летаргическом сне и чуть не погибнув, она возродилась в 1992 году, вновь став марксистко-ленинской организацией и восстановив свой статус партии революционеров и интернационалистов. Это стало очевидным в ходе торжеств, прошедших в Рио-де-Жанейро по случаю 90-й годовщины со дня ее основания.
В короткой заметке невозможно подвести даже поверхностный итог этих празднеств и проанализировать их значение. Задача усложняется еще и тем, что по своим целям, стилистике, оригинальному наполнению и идеологическому уровню многих выступлений семинар «БКП: 90 лет борьбы» разительно отличался от того, что можно было ожидать от подобного мероприятия.
В течение трех дней в актовом зале дома профсоюзов Рио-де-Жанейро некоторые ораторы в своих докладах не ограничились рассказом об истории партии, а пошли гораздо дальше, привнеся в обсуждение новый взгляд на ряд спорных событий и тем, окутанных до той поры завесой молчания.
Представители трех поколений, объединенные этим стремлением, рассказали о малоизвестных, сложных и драматических страницах истории, смело ломая сложившиеся стереотипы и освещая проблемы с нового угла зрения.
Генеральный секретарь Иван Пиньейро (Ivan Pinheiro) подчеркнул в этой связи, что «если мы во многом оказываемся правы, то во многом и ошибаемся». В ходе круглого стола Анита Престес (Anita Prestes) и он выступили с докладом на тему «Реформизм и попытка ликвидации БКП». Дочь видного деятеля БКП Луиса Карлоса Престеса (Luis Carlos Prestes), ныне известный историк, рассказала о противостоянии ее отца и большинства членов Центрального комитета, выступавших за автономное и демократическое развитие Бразилии по капиталистическому пути, что привело партию к негласному союзу с якобы антиимпериалистически настроенными кругами национальной буржуазии.
Мауро Иази (Mauro Iasi), Эдмильсон Кошта (Edmilson Costa) и Жозе Паоло Нето (José Paulo Neto) блестяще вскрыли причины, в силу которых БКП отошла от выполнения своих революционных задач.
Каждый из них по-своему оценили сопротивление рядовых членов и многих руководителей тактике соглашательства. Благодаря этому сопротивлению стало возможным возрождение партии, которая, сохраняя верность принципам, уверенно идет по пути достижения главной цели Бразильской революции – построению социализма.
Забытая история
С большим энтузиазмом я принял участие в этих обсуждениях и выступил на международном семинаре, которые состоялся после обсуждения внутренних вопросов. Я был в ссылке в Сан-Паулу с 1957 года до революции в Португалии и в качестве члена БКП имел возможность принимать скромное участие в борьбе бразильского народа.
По решению министра юстиции одна из моих книг была конфискована. Несколько раз меня задерживали и однажды подвергли длительному допросу в карательных органах военной диктатуры.
Я был живым участником всех кризисов, с которыми тогда сталкивалась БКП. О них рассказывают в своей замечательной статье товарищи Рикардо Кошта (Ricardo Costa), Милтон Пиньейро (Milton Pinheiro) и Мунис Феррейра (Muniz Ferreira), опубликованной в специальном выпуске газеты Imprensa Popular, органа БКП, а также на ее веб-сайте в интернете www.pcb.org.br.
В этой работе рассказывается о событиях периода 50-60-х годов. Ее авторы, члены нынешнего Центрального Комитета, без утайки рассказывают о длительных внутренних спорах, шедших в БКП после закрытого доклада Никиты Хрущева на XX съезде КПСС. Их участники обсуждали выработку правильной стратегии и тактики построения социалистического общества.
В результате первого кризиса возникла Коммунистическая партия Бразилии, расходившаяся во взглядах с БКП. Ее члены, воодушевившись маоистскими лозунгами «затяжной войны», начали полную героизма партизанскую войну в густых лесах штата Пара. Мятеж этих романтиков был потоплен в крови частями регулярной армии. Впоследствии Коммунистическая партия Бразилии поддержала «албанский марксизм» Энвера Ходжи, а по окончании диктатуры встала на путь легальной деятельности, вошла в коалицию, избравшую Лулу да Силва, а в настоящее время представлена в правительстве Дилмы Руссефф и поддерживает ее политику.
После принятия в 1968 году известного Законодательного акта №5, диктатура стала приобретать военно-фашистскую направленность, и репрессии против прогрессивных сил развернулись с невиданной жестокостью.
Внутри БКП произошли новые расколы, явившиеся прямым следствием ее соглашательской политики. Наиболее значительным течением, вышедшим из БКП, стал Национально-Освободительный Альянс (ALN), который основал и возглавил Карлос Маригела (Carlos Marighela). Этот пламенный революционер пользовался поддержкой Кубы и трагически погиб. Колебания партийного курса в вопросе определения стратегии открытого противодействия буржуазии привели к возникновению большого количества малочисленных партий и организаций, выступавших за различные формы вооруженной борьбы.
Большинство выбрало партизанскую борьбу в городах. Борьба против государственного терроризма внесла замешательство в умы достойных представителей молодого поколения, готовых к борьбе, но не идеологически не подкованных. Это было время, когда похищали послов иностранных государств, бесстрашных и наивных борцов, подобных капитану Карлушу Ламарке (Carlos Lamarca).
Каждая организация, каждая группа, каждая партия считала себя носителем единственно правильной стратегии, которая приведет к свержению диктатуры и торжеству Бразильской революции. Все ссылались на марксизм, но зачастую в своих действиях руководствовались книгами, представлявшими собою гремучую смесь тезисов Мао Цзе Дуна, Троцкого, Че Гевары, а также несуразицы, почерпнутой из безответственных писаний Режи Дебре (Regis Debray), которые подпольно издавались в Бразилии.
В эти непростые годы БКП нашла в себе силы противостоять авантюристическим призывам к партизанской войне. Разногласия в руководстве не помешали занять единую позицию по основному вопросу: мобилизация народных масс на борьбу с диктатурой и отказ от любых форм партизанской войны. Однако этот выбор не нашел своего дальнейшего развития в революционной стратегии и тактике.
Кризис, разразившийся в странах социалистического лагеря в конце 80-х годов и завершившийся восстановлением капиталистических порядков в России, усилил капитулянтские и ликвидаторские тенденции среди членов Центрального Комитета БКП.
Навязывая реформизм, эта политика привела партию на край гибели. Но все же ревизионистам не удалось уничтожить БКП. Партия не прекращала своей деятельности ни на один день, несмотря на заявления некоторых европейских интеллектуалов-марксистов.
Требования восстановить революционную партию стали звучать, когда большинство членов Центрального Комитета отменили принципы демократического централизма и изменили название партии, основав Народную социалистическую партию, социал-демократическую по сути. В настоящее время она выступает с правоцентристских позиций.
Медленное восстановление
Несколько дней тому назад, слушая выступления моих товарищей нового поколения по вопросам состояния и развития современного мира, я был поражен глубине их аналитического подхода. Выступавшие были теми самыми инициаторами возрождения партии, которое началось в 1992 году и буквально перевернуло мое сознание.
Я вспомнил товарищей, которые способствовали моему становлению как коммуниста. Их уже нет среди нас: Луис Карлос Престес, Грегорио Бецерра (Gregorio Bezerra), Луис Мараньяо (Luis Maranhão), Марио Шемберг (Mario Schemberg), Диас Гомес (Dias Gomes), Жоржи Амаду (Jorge Amado), Фернандо Сантана (Fernando Santana), Жоао Салданья (Joao Saldanha), Джиокондо Диас (Giocondo Dias), Кайо Прадо (Caio Prado), Марио Лаго (Mario Lago) и многие другие.
Возрождение БКП было медленным и трудным. Это пока еще малочисленная партия в стране с 200-миллионным населением. У нее нет своих депутатов в Конгрессе и в законодательных собраниях штатов, а также представителей (хотя кто знает?) в местных органах власти. Ее недостатки очевидны. Но нынешний революционный курс, разработанный марксистско-ленинским руководством и проводимый в жизнь убежденными коммунистами, буквально за несколько лет снискал ей большое уважение и авторитет. В то время как в других странах коммунистические партии скатились на позиции социал-демократии, БКП вновь играет все более важную роль в борьбе бразильского народа и на международной арене, на всех фронтах, где борьба с империализмом США вновь стала насущной революционной необходимостью.
Эта оценка была отражена в братских приветствиях, прозвучавших в связи с 90-й годовщиной основания БКП от таких выдающихся личностей как Оскар Нимейер (Óscar Niemeyer), Иштван Месарош (Isztvan Meszaros), Джеймс Петрас (James Petras), а также в выступлениях представителей коммунистических партий, участвовавших в международном семинаре, в первую очередь греческой, венесуэльской и мексиканской. Я упоминаю именно эти три, как проявившие наибольшую идеологическую твердость в борьбе с реформизмом и оппортунизмом.
«Мы были и будем коммунистами»
Торжественные мероприятия по случаю 90-й годовщины БКП длились почти целую неделю. На семинаре, посвященном обсуждению внутренних вопросов, помимо уже перечисленных, прозвучали выступления, запомнившиеся богатством содержания и глубиной исторического охвата. Особенно запомнились выступления Виргинии Фонтес (Virginia Fontes), Маркоса дель Ройо (Marcos del Royo) и Эдуардо Серры (Eduardo Serra).
В международном семинаре приняли участие делегаты коммунистических партий Аргентины, Мексики, Греции, Венесуэлы, Кубы, Уругвая, Колумбии и Перу, Генеральный секретарь Коммунистической партии Сирии и представитель Народного фронта освобождения Палестины. В качестве приглашенных гостей выступили также Атилио Борон (Atilio Boron) из Аргентины, Лейла Ганхем (Leila Ganhem) из Ливи, послы Кубы и Сирии в Бразилии, а также автор данной статьи.
Отдельные обсуждения были посвящены Кубинской революции, колумбийскому народу, стонущему от неофашистского режима, а также империалистическим войнам, развязанным на Ближнем Востоке. Очень волнующим был товарищеский визит бразильцев и представителей других стран в город Нитерои (Niteroi) на то место, где 25 марта 1922 года была основана Бразильская коммунистическая партия. Никто из присутствовавших тогда еще не появился на свет, но в память о горстке тех революционеров (их было всего лишь девять), собравшихся в доме (его уж нет), чтобы бросить вызов будущему, мгновенно возникла атмосфера всеобщего братства.
Церемония закрытия торжественных мероприятий проходила в актовом зале муниципального совета Нитерои, где собрались члены нынешнего Центрального Комитета, зарубежные гости, ветераны и молодое пополнение партии. Там я обнял товарища Сулейде Фариа де Мело (Zuleide Faria de Melo), бывшего председателя партии.
В вестибюле здания буржуазии звучали строки «Интернационала», а присутствовавшие скандировали как один: «Мы были, есть и будем коммунистами».