Российская армия отчаянно пытается удержаться на плаву. Из-за усиливающегося нежелания людей идти на военную службу ей крайне трудно находить для себя кадры, в связи с чем качество войск серьезно снизилось. Уклонение от воинской службы достигло масштабов эпидемии, а попытки привлечь более высоким денежным довольствием добровольцев не увенчались успехом. В настоящее время в вооруженных силах 220000 офицеров и 200000 "контрактников" (добровольцы, получающие больше денег и занимающие в основном сержантские должности). Таким образом, большинство военнослужащих это призывники, находить которых становится все труднее. Отсутствующие это в основной массе та молодежь, которую призвали, но которая на призывные пункты так и не явилась. Казармы пустуют, и ситуация превращается в крупный скандал национального масштаба.
Российские военачальники пришли к пониманию того, что главная проблема заключается в отсутствии должного контроля и порядка в войсках. Иными словами, у России нет хороших сержантов. Вызвано это тем, что в советский период коммунисты передали сержантские функции и обязанности офицерам, считая их людьми более надежными. Однако в этом плане был один крупный изъян. Без сержантов никто не поддерживал порядок и дисциплину в казарме. Молодых лейтенантов обычно назначали командирами взводов, однако у них не было опыта работы с солдатами, и казарменные хулиганы часто запугивали их. Не хватало более опытных старших офицеров, которые могли бы поддержать лейтенантов. Угроза ареста и тюремного срока мешала возникновению бунтов и полной анархии, но солдаты посильнее издевались над слабыми, из-за чего воинская служба стала исключительно непопулярной, причем по причинам совершенно извращенным. Призывники были не прочь служить Родине, но им не нравилось, что их обижают и эксплуатируют банды солдат постарше.
Читайте также: Российская армия мучительно идет по пути реформ
Генералы вот уже больше десяти лет пытаются разорвать этот порочный круг дедовщины. Воспользовавшись советом своих западных коллег, они попытались создать сержантский корпус, который взялся бы за наведение порядка в казармах. Но военачальники обнаружили, что создавать эффективный корпус младшего командного состава с нуля очень непросто. Во-первых, крайне трудно уничтожить традиции дедовщины. Многие первые "профессиональные" сержанты (тщательно отобранные, обученные, получающие более высокое денежное довольствие) опускали руки и уходили из армии. Бороться с бандами громил было себе дороже.
Но прекратить усилия русские не могут, ибо если им не удастся найти способ для превращения армии в более профессиональный механизм, их вооруженные силы станут крайне неэффективными. Поэтому в последнее время руководство страны сосредоточило усилия на увеличении в ближайшие четыре года числа контрактников до 425000 человек. Используя специальную программу подготовки и отбора, которая длится полтора месяца, оно пытается сделать так, чтобы в армию приходили нужные и правильные люди. Шестинедельный курс включает в себя цикл обучения и тестов, в ходе которых проверяется способность кандидатов справиться с нагрузками военной жизни. Кроме того, проводится проверка кандидатов на зрелость - достаточно ли они сильны и разумны, чтобы и самим не заниматься дедовщиной, и остановить тех, кто издевается над сослуживцами. Расчет на то, что эти новые солдаты-контрактники хотят делать военную карьеру и готовы брать на себя больше ответственности (став сержантами либо техническими специалистами). Чтобы выполнить задачу и набрать 425000 человек, военным надо ежегодно принимать в армию 50000 новых солдат-контрактников. Если цель будет достигнута, контрактников в вооруженных силах будет большинство, и они будут достаточно профессиональны, чтобы справиться с издевательствами одних солдат над другими. Если это удастся сделать, и новые солдаты-добровольцы отвергнут традиции дедовщины, то казарменные хулиганы окажутся в меньшинстве, и офицеры вместе сержантами с ними справятся. В предстоящее десятилетие многие из новых контрактников вырастут в звании, и не испытав на себе разлагающего воздействия дедовщины, будут готовы решительно подавлять любые попытки подчиненных возродить дурные старые традиции и обычаи (а некоторые будут пытаться это делать, наслушавшись рассказов родственников и друзей постарше).
Также по теме: Французкая армия вводит кодекс поведения в социальных сетях
Сейчас молодежь призывают в армию два раза в год, в апреле и октябре. В апреле должны были набрать 220000 человек, однако форму надело гораздо меньше новобранцев. В октябре прошлого года планировали призвать всего 135000 человек, однако в действительности удалось набрать всего около 100000. Военные готовы признать и смириться с тем, что им удастся призывать не более 270000 призывников в год, а то и меньше. Это значит, что миллионной армии не будет уже никогда. В данный момент слишком много офицеров, недостаточно солдат-контрактников и сержантов, и примерно необходимое количество срочников - если будут выполнены планы призыва. Но пока это нереально.
Базовая проблема набора на военную службу двояка. Во-первых, служба в армии очень непопулярна, и потенциальные новобранцы научились очень умело уклоняться от призыва. Но самая большая проблема состоит в том, что количество 18-летних юношей с каждый годом быстро уменьшается. Последнее пополнение новобранцев родилось уже после распада Советского Союза. А в этот период рождаемость в России резко сократилась. Вызвано это было не распадом СССР, а в основном экономическим крахом (его причиной стали десятилетия бесхозяйственности при коммунистах), который предшествовал краху коммунистической власти. Если в начале 1990-х число имеющихся в наличии призывников составляло полтора миллиона в год, то сейчас их 800000. В военкоматы по повестке является менее половины, и у многих при этом есть криминальное прошлое (или склонность к совершению правонарушений). По этой причине издевательства над новобранцами продолжаются, и военная служба становится все более непривлекательной.
Читайте также: Высокопрофессиональная азербайджанская армия - самый сильный фактор государственности
Поскольку сейчас срочники служат только год, а не два, военные вынуждены набирать в армию большое количество людей негодных (больных, с избыточным весом, с дурными наклонностями, наркоманов), чтобы поддерживать численность личного состава в армии и МВД на нужном уровне. Но в связи с этим даже в элитном десанте и спецназе служит очень много срочников. В большинстве случаев у этой молодежи уходит год на освоение навыков и обретение необходимого мастерства - а после этого их демобилизуют. Мало кто решает остаться в войсках и стать профессиональным военным. В основном это вызвано тем, что российскую армию считают ни на что не годным институтом, ситуация в котором в ближайшее время вряд ли улучшится. Основная масса в армии это призываемые всего на один год срочники, и поэтому лучшим офицерам и сержантам надоедает бороться со всеми этими алкоголиками, наркоманами и мелкими преступниками, которых набирают лишь ради выполнения плана. А поскольку лучшие командиры уходят, а плохо обученных и ненадежных срочников становится все больше, российская армия сегодня больше похожа на мираж, чем на эффективную (и даже способную поддерживать порядок в собственных рядах) организацию.
Власти выяснили, что старые традиции дедовщины живы даже среди контрактников, и что большинство самых лучших солдат-профессионалов ушло, когда срок действия их контрактов закончился. Это было вызвано издевательствами и отсутствием дисциплины в казармах. Над новобранцами чаще всего издеваются солдаты, которые прослужили полгода или около того. Но из-за этого возникает общая тенденция издевательств и жестокого обращения старших с младшими. Ситуация давно уже вышла из-под контроля. Издевательства продолжаются и в связи с растущей враждебностью к нерусским солдатам.
Призыв и страх перед дедовщиной вызывают массовые уклонения от воинской службы. В ход часто идут взятки и подделка документов. Мало кто из родителей и призывников считает это преступлением. "Откосить от службы" - это считается некоей формой самосохранения.
Также по теме: Фотоскандал с американскими военными в Афганистане
Нехватку в России сержантов устранить трудно. Можно просто повысить солдата в звании, больше ему платить и приказать ему командовать - но это не решение проблемы. Так что, глядя на опыт западных армий, русские отмечают, что там новые сержанты проходят большую и обширную профессиональную подготовку, и по мере роста в звании эта подготовка продолжается. Но это процесс длительный, и результат можно почувствовать лишь спустя годы.
Все это очень непохоже на то, как было раньше. Когда в 1991 году распался Советский Союз, в вооруженных силах было пять миллионов человек. Сейчас в России военнослужащих менее миллиона (ее население составляет примерно половину Советского Союза, а территория почти та же). За последние 18 лет российские вооруженные силы потеряли более 80 процентов своей численности, но в них осталось несоразмерно большое количество офицеров. В начале нынешнего цикла реформ в российских вооруженных силах было около 1,2 миллиона человек (400000 в самой армии, остальные в военизированных формированиях, которые носят такую же форму и вооружены так же, как солдаты). Но в этих вооруженных силах было 355000 офицеров. Это каждый третий. И несмотря на это, около 40000 офицерских должностей все равно были не заняты. В результате реорганизации почти половина была ликвидирована.
Россия пытается изменить отношение общества к армии, активно информируя его обо всех новых реформах и программах. Но пошли слухи, что большая часть этих усилий закончилась неудачей. Виноват интернет. Опросы устойчиво показывают, что большинство мужчин призывного возраста не хочет служить в армии, и главная причина тому - дедовщина и почти тюремные условия в казармах. Новое поколение сержантов и улучшение условий жизни военнослужащих это та основа, на которой будет формироваться иная армейская среда, не отпугивающая от службы призывников и добровольцев.