«Мне казалось, что в российской политике все на долгие годы забетонировано», - сказал я недавно в контексте недавних выступлений оппозиции, беря интервью у одного депутата Госдумы. «Мне тоже так казалось, но я ошибался», - парировал он. И мы оба рассмеялись.
Однако прощальное интервью Дмитрия Медведева, которое он дал в четверг нескольким телеканалам, включая оппозиционный «Дождь» (вещающий в основном в интернете и в кабельных сетях), развеяло все иллюзии.
Президент подтвердил, что после своего ухода 7 мая из Кремля и передачи власти нынешнему премьер-министру Владимиру Путину, он возглавит правящую «Единую Россию» и примет назначение на премьерский пост. Т.е. все согласно оглашенному 24 сентября договору, который настолько возмутил россиян, что впервые за много лет произошли массовые выступления оппозиции.
Медведев защищал рокировку во властных верхах: «Она позволила получить конкретный политический результат - победу Путина на президентских выборах. Эта конструкция выдержала тест на прочность. Мы добились поддержки большинства граждан». Медведев лишь слегка намекнул, что следует считаться с мнением оппозиции, которое она высказала на акциях протеста.
Он как бы к слову добавил, что не помилует сидящего в тюрьме миллиардера Михаила Ходорковского, которого считают политзаключенным, т.к. тот не просил о помиловании. Недавно советники президента заявили, что президент может помиловать любого человека, не спрашивая ее мнения, но он не хочет этого делать, и всё тут. Медведев заявил, что он не хочет нарушать волю Ходорковского, который не признает свою вину и не прогибается перед властями.
Это была самое разочаровывающее интервью за весь четырехлетний срок президентства Медведева, но, пожалуй, одновременно самое искреннее. Он впервые говорил то, что думает, и держал себя так, как пристало серому чиновнику в тени Владимира Путина, который использовал слова о модернизации, демократизации и реформах только чтобы сорвать аплодисменты на Западе (не претворяя обещаний в жизнь).
Жаль Медведева, потерявшего лицо за четыре года работы статистом. Жаль Россию, которую в любом случае ожидает неотвратимая модернизация и демократизация, только если она не хочет окончательно вылететь из клуба так называемых развивающихся стран.
Принимая во внимание баланс успехов и поражений Медведева, ему можно приписать лишь одну заслугу: словами о реформах и модернизации он пробудил аппетиты наиболее активной части российского общества. Сейчас они чувствуют себя разочарованными, обманутыми и проигравшими. Но недовольство будет расти.
Перестановки во властных кругах можно запрограммировать, а общественные настроения – уже нет. И в этом неприятно для себя убедились Муаммар Каддафи или Хосни Мубарак. Жаль, что люди, стоящие у руководства Россией, до сих пор этого не замечают.